Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Тяжелая техника - Страница 2 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: AlphaDiversant, Alpha  
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Тяжелая техника
Тяжелая техника
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 14:44 | Сообщение # 11
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

КВ-85

Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 46,0
Экипаж, чел. 4

История
Количество выпущенных, шт. 148

Размеры
Длина корпуса, мм 6900
Длина с пушкой вперёд, мм 8490
Ширина корпуса, мм 3250
Высота, мм 2830
Клиренс, мм 450

Бронирование
Тип брони гомогенная катаная средней твёрдости, литая башня
Лоб корпуса (верх), мм/град. 40/65 и 75/30
Лоб корпуса (низ), мм/град. 75/−30
Борт корпуса (верх), мм/град. 60/0
Борт корпуса (низ), мм/град. 60/0
Корма корпуса (верх), мм/град. 40/35
Корма корпуса (низ), мм/град. 75/цил.
Днище, мм 20—30
Крыша корпуса, мм 30
Маска орудия, мм/град. 100
Борт башни, мм/град. 100/15
Крыша башни, мм 40

Вооружение
Калибр и марка пушки 85-мм Д-5Т
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 70
Углы ВН, град. −3…+23
Углы ГН, град. 360
Прицелы СТ-10, Панорама Герца
Пулемёты 3 × 7,62-мм ДТ

Подвижность
Тип двигателя V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10—15
Запас хода по шоссе, км 330
Запас хода по пересечённой местности, км 180
Удельная мощность, л. с./т 13,0
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,79—0,80
Преодолеваемый подъём, град. 40
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,6

КВ-85 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940—1943 гг. Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.

Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в мае—июле 1943 года в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». КВ-85 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии 8 августа 1943 года и серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) до октября того же года включительно. Причиной снятия с производства послужил переход ЧКЗ на выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-1. Всего ЧКЗ построил 148 танков КВ-85, которые активно применялись в боевых действиях 1944 года. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944—1945 гг. До настоящего времени сохранился только один аутентичный КВ-85 и один более ранний опытный танк КВ-1с «Объект 238», у которого штатная 76-мм пушка была заменена на 85-мм орудие.

История создания

Появление в конце 1942 — начале 1943 года нового немецкого тяжёлого танка «Тигр» в одно мгновение сделало советский тяжёлый танк КВ-1 и его «скоростную» модификацию КВ-1с устаревшими. Непробиваемая немецкими танковыми и противотанковыми пушками в 1941 и начале 1942 года броня танка КВ не представляла для пушки «Тигра» особой трудности, а 76-мм пушка ЗиС-5, установленная на КВ, могла пробить только бортовую и кормовую броню «Тигра» с дистанций, не превышающих 200 м. В этих условиях были форсированы работы по разработке нового тяжёлого танка ИС для Красной Армии и образцов артиллерийского вооружения, способных пробить броню «Тигра». По результатам обстрела трофейного «Тигра» было выяснено, что на дистанции до 1000 м его лобовая броня пробивается снарядами 85-мм зенитной пушки образца 1939 года (52-К). Поэтому 5 мая 1943 года на заседании Государственного Комитета Обороны (ГКО) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед танковыми и артиллерийскими конструкторами ставились задачи о разработке танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

За выполнение этого задания были ответственными Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина и Конструкторское Бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова. Каждый из этих коллективов старался провести свою конструкцию на вооружение и их главы не раз посылали письма в вышестоящие инстанции с обвинениями в адрес «конкурентов» и ответами на них по тем или иным техническим или организационным вопросам.

Тем не менее, к 14 июня 1943 года оба коллектива представили для монтажа в опытные танки свои орудия. ЦАКБ разработал 85-мм пушку С-31 на базе серийной 76-мм танковой пушки ЗиС-5 путём наложения на её люльку 85-мм ствольной группы. КБ завода № 9 использовало свой проект самоходной 85-мм пушки Д-5С, затвор и подъёмный механизм к которой были взяты от серийной 76-мм танковой пушки Ф-34.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 14:46 | Сообщение # 12
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

1943 года опытный завод № 100 собрал два опытных танка КВ, вооружённых этими орудиями. Первым из них был «Объект 238», иногда называемый КВ-85Г. Эта машина полностью соответствовала техническому заданию — у танка КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 мм заменили 76-мм пушку ЗиС-5 на 85-мм орудие С-31 конструкции ЦАКБ. Вторым опытным танком был «Объект 239» или КВ-85, построенный в инициативном порядке конструкторами ЧКЗ и завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Поскольку в наличии имелась лишняя башня от нового танка ИС (корпус для неё ещё не был готов), то её установили на шасси КВ-1с, увеличив диаметр нижнего погона на крыше боевого отделения со штатного 1535 мм до 1800 мм. Эта операция была весьма технически сложной, так как диаметр погона вообще превышал ширину крыши боевого отделения. Решение нашли в расширении подбашенной коробки за счёт приваривания цилиндрических броневых вставок под выступающие части погона. Поскольку второй пушки С-31 для вооружения «Объекта 239» не было, то его оснастили 85-мм пушкой Д-5Т конструкции КБ завода № 9. Вместе с двумя прототипами танка ИС КВ-85 принял участие в заводских испытаниях, в которых КВ-85Г не участвовал — всем было ясно, что последний их не пройдёт из-за крайней тесноты боевого отделения. Всего КВ-85 прошёл на испытаниях 284,5 км, средняя скорость движения составила 16,4 км/ч. Ввиду большой необходимости Красной Армии в новых танках эти испытания зачитывались как государственные и, не дожидаясь их конца, ГКО 8 августа принял постановление № 3891 о принятии на вооружение КВ-85 и начале серийного производства этих танков на ЧКЗ. Спустя несколько дней первые серийные КВ-85 уже покинули сборочные линии ЧКЗ.

Пушка Д-5Т также показала своё преимущество над С-31 на испытаниях с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском полигоне. В этих испытаниях участвовали все четыре опытные машины — два прототипа ИС, КВ-85 и КВ-85Г. Д-5Т меньше вибрировала после выстрела, не имела громоздких уравновешивающих грузов, обладала меньшими габаритами, прочностью и лёгкостью в обслуживании. Однако платой за это стало использование в её конструкции многих мелких деталей с высокими требованиями к их допускам и механической обработке. Как следствие, Д-5Т производилась небольшими сериями, что не позволило впоследствии устанавливать её на все новые средние танки Т-34-85, для которого пришлось разработать более технологичную 85-мм пушку ЗиС-С-53 с идентичной баллистикой.

Производство

Первый серийный танк типа КВ-85 был построен на опытном заводе № 100, остальные 147 танков построил ЧКЗ. При постройке первых машин использовался задел бронекорпусов для КВ-1с, поэтому отверстия для шаровой установки курсового пулемёта пришлось заваривать, а в подбашенной коробке делать вырезы под расширенный погон башни. У машин последующих серий в конструкцию бронекорпуса были внесены необходимые изменения. КВ-85 находился в производстве на ЧКЗ три месяца, с августа по октябрь 1943 года. В августе было построено 22 танка, в сентябре — 63 танка, в октябре — 63 танка. Малый объём поставок 85-мм пушки Д-5Т и большая надобность в ней для вооружения новых танков ИС-1 и Т-34-85 привели к тому, что в августе производство КВ-85 велось параллельно с КВ-1с, а в ноябре 1943 года наивысший приоритет был присвоен выпуску танка ИС, и КВ-85 был вовсе снят с производства.

Описание конструкции

КВ-85 по своей сути являлся переходной моделью между танками типов КВ-1с и ИС-1. От первого КВ-85 полностью заимствовал ходовую часть и большое количество деталей бронекорпуса, а от второго — башню с орудием. Изменения касались только бронедеталей подбашенной коробки — у КВ-85 они были изготовлены заново для размещения новой и более габаритной по сравнению с КВ-1с башни с погоном 1800 мм. Танк имел классическую компоновку, что и все другие серийные советские тяжёлые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель размещался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 14:48 | Сообщение # 13
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало её заклинивание при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка. Поскольку установка более габаритной по сравнению с КВ-1с башни не позволила разместить в отделении управления стрелка-радиста, то он был вообще исключён из состава экипажа. Отверстие в лобовой части под шаровую установку курсового пулемёта заваривалось, а сам пулемёт устанавливался справа от механика-водителя в неподвижной монтировке. Неприцельный огонь из него вёл механик-водитель путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Такое конструктивное решение перешло на последующие советские тяжёлые танки ИС, а впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вовсе отказались. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

Основным вооружением КВ-85 являлась пушка Д-5Т калибра 85 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от −5° до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 70 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 85-мм зенитного орудия 52-К — родоначальника пушки Д-5Т, боекомплект КВ-85 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:

* бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с тупоголовым бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником БР-365 массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 164 г) и зарядом Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
* бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с остроголовым бронебойно-трассирующим снарядом БР-365К массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 48 г) и зарядом Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
* бронебойный унитарный выстрел массой 11,42 кг с подкалиберным снарядом катушечного типа БР-365П массой 5,0 кг и зарядом Г-365 массой 2,5—2,85 кг; начальная скорость 1050 м/с;
* осколочный унитарный выстрел массой 14,95 кг со снарядом О-365 общей массой 9,54 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 741 г) и зарядом Г-365 массой 2,6 кг; начальная скорость 792 м/с.

Осколочные снаряды О-365 имели большое число вариантов и при оснащении некоторыми типами взрывателей могли с успехом использоваться в качестве фугасных.

По советским данным, бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях — 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм. При угле встречи относительно нормали 30° при стрельбе в упор снаряд БР-365 пробивал 98 мм, а на 600—1000 м — 88—83 мм брони.

На танке КВ-85 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3276 патронов. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 14:49 | Сообщение # 14
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
Двигатель

КВ-85 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартёром СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-85 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

Танк КВ-85 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

* многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
* четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
* два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
* два бортовых планетарных редуктора.
Все приводы управления трансмиссией — механические.


Ходовая часть

Ходовая часть танка КВ-85 полностью идентична аналогичному узлу танка КВ-1с. Подвеска машины — индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (600 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 608 мм.

Модификации

Серийные КВ-85 не имели модификаций, но в литературе довольно часто упоминается танк КВ-85Г. Это обозначение соответствует единственной опытной машине «Объект 238», ныне хранящейся в Бронетанковом Музее в Кубинке. Индекс Г означает «пушка Грабина», который настоял на изготовлении опытного образца с 85-мм пушкой С-31 своей конструкции. Поскольку орудие разместили в штатной башне КВ-1с, которая для него была очень тесной, то КВ-85Г был отвергнут компетентной комиссией на совместных испытаниях с прототипом КВ-85 «Объект 239».

Машины на базе КВ-85

Установка башни от танка ИС на шасси КВ открывала возможности по установке на последний более мощных арт систем. Так в конце 1943 года были последовательно построены опытные танки КВ-100 и КВ-122. Первый вооружался 100-мм пушкой С-34, а второй — 122-мм пушкой Д-25Т. Ввиду запуска в серийное производство нового тяжелого танка ИС-2 с гораздо более совершенной броне защитой вопроса о принятии на вооружение РККА этих машин даже и не возникло.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 14:52 | Сообщение # 15
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
Боевое применение

Танки КВ-85 поступали на вооружение ОГвТТП, начиная с сентября 1943 года. Приблизительно тогда же (с некоторой задержкой, необходимой для формирования новых частей и отправкой их на фронт) они вступали в бой, преимущественно на южных направлениях. Поскольку КВ-85 по своим характеристикам несколько уступали немецким тяжёлым танкам и их бронезащита уже не была достаточной, то бои с участием КВ-85 шли с переменным успехом, а результат в известной степени определялся выучкой экипажей.

Основным назначением КВ-85 был прорыв заранее укреплённых оборонительных полос врага, где основной опасностью были не столько танки противника, сколько его противотанковые буксируемые и самоходные пушки, минно-взрывные и инженерные заграждения. Несмотря на недостаточное бронирование, свою задачу КВ-85 в основном выполнили, но ценой значительных потерь. Небольшой объём выпуска и интенсивное использование КВ-85 привели к тому, что к осени 1944 года из-за безвозвратных боевых потерь и списаний в строевых частях танков этого типа уже не осталось, позже этого периода какие-либо упоминания о их боевом использовании в литературе отсутствуют.

Несколько подбитых танков КВ-85 были оставлены на территории противника и были захвачены немцами. Достоверно известно, что одна из захваченных машин проходила испытания на Куммерсдорфском полигоне.

Сохранилось несколько упоминаний о столкновениях КВ-85 с танками противника. Например, 20-23 ноября 34-й ОГвТТП 28-й армии 4-го Украинского фронта в составе 20 КВ-85 при поддержке 40-го ОТСАП (9 СУ-152) атаковал немецкие позиции у посёлка Екатериновка. 34-й ОГвТТП потерял в ходе этих боёв 8 КВ-85 (характер потерь неизвестен), уничтожив 5 PzKpfw IV, не считая буксируемых орудий и пехоты противника.

Однако в руках опытных и тактически грамотных танкистов КВ-85 был грозным оружием, способным более чем успешно противостоять новой немецкой бронетехнике. Выдержка из «Отчёта о боевых действиях бронетанковых и механизированных войск 38-й Армии с 24 по 31 января 1944 года» по 7-му Отдельному гвардейскому тяжёлому танковому полку (7-й ОГТТП) свидетельствует:
Согласно боевому распоряжению штаба 17-го корпуса, оставшиеся 5 танков и САУ (3 танка КВ-85 и 2 СУ-122) к 7.00 28.01.44 г заняли круговую оборону в совхозе им. Тельмана в готовности к отражению атак танков противника в направлении Росоше, совхоза «Коммунар», совхоза «Большевик». Около танков заняли оборону 50 пехотинцев и 2 противотанковых орудия. У противника было отмечено скопление танков южнее Росоше. В 11.30 противник, силою до 15 танков Т-60 и 13 средних и малых в направлении Росоше и пехотой с юга, предпринял атаку на совхоз им. Тельмана.

Занимая выгодные позиции, из-за укрытий строений и стогов, подпустив танки противника на расстояние прямого выстрела, наши танки и САУ открыли огонь и расстроили боевые порядки противника, подбив при этом 6 танков (из них З «Тигра») и уничтожив до взвода пехоты. Для ликвидации прорвавшейся немецкой пехоты из состава советской группировки был выделен КВ-85 ст. лейтенанта Кулешова, который огнём и гусеницами выполнил свою задачу. К 13 часам того же дня немецкие войска, не решаясь атаковать советский полк в лоб, обошли совхоз им. Тельмана и завершили окружение советской группировки.

Бой наших танков в окружении против превосходящих сил противника характеризуется чрезвычайным умением и героизмом наших танкистов. Танковая группа (3 КВ-85 и 2 СУ-122) под командованием командира роты гвардии ст.лейтенанта Подуста, обороняя совхоз имени Тельмана, одновременно не давала немецким войскам перебрасывать войска в другие районы боёв. Танки часто меняли огневые позиции и вели прицельный огонь по немецким танкам, а СУ-122, выходя на открытые позиции, расстреливали пехоту, посаженную на транспортёры и двигавшуюся по дороге на Ильинцы, чем преграждали свободу манёвра немецким танкам и пехоте, а, главное, способствовали выходу из окружения частей 17-го стрелкового корпуса. До 19.30 танки продолжали вести бой в окружении, хотя пехоты в совхозе уже не было. Манёвр и интенсивный огонь, а также использование укрытий для ведения огня позволило почти не понести никаких потерь (кроме 2 раненых), нанеся противнику ощутимый урон в живой силе и технике. За 28.01.44 г подбито и уничтожено танков «Тигр» — 5 штук, Т-4 — 5 шт., Т-3 — 2 шт., бронетранспортёров — 7 шт., противотанковых орудий — 6 шт., пулемётных точек — 4, повозок с лошадьми — 28, пехоты — до 3-х взводов.
В 20.00 танковая группа предприняла прорыв из окружения и к 22.00 после огневого боя вышла в расположение советских войск, потеряв 1 СУ-122 (сгорела).
5 КВ-85, по польским данным, в 1945 году были переданы Народной армии Польши, которая использовала их в первые послевоенные годы в качестве учебных.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:04 | Сообщение # 16
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

ИС-1

Боевая масса, т 44
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4

История
Количество выпущенных, шт. 130

Размеры
Длина корпуса, мм 6770
Длина с пушкой вперёд, мм 8560
Ширина корпуса, мм 3070
Высота, мм 2735
Клиренс, мм 470

Бронирование
Тип брони гомогенная катаная средней твёрдости + литой лоб
Лоб корпуса (верх), мм/град. 120/30° и 60/78°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90/−30°
Борт корпуса, мм/град. 90/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60/49°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60/−41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Маска орудия, мм/град. 100
Борт башни, мм/град. 100/15°
Корма башни, мм/град. 100/15°

Вооружение
Калибр и марка пушки 1 × 85‑мм Д5-Т85
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 59
Пулемёты 3 × 7,62‑мм ДТ

Подвижность
Тип двигателя V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10—15
Запас хода по шоссе, км 240
Запас хода по пересечённой местности, км 110—125
Удельная мощность, л. с./т 13,6
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,78
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

ИС-1 - тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины.

Можно смело утверждать, что прародителями танков ИС-1 и ИС-2 стали тяжелый танк КВ-1 и средний КВ-13.
Напомним, что изготовление танка КВ-13 было проведено в рекордно короткое время и в первой декаде мая ЧКЗ рапортовал о передаче машины на заводские испытания (интересно, что в трех документах называются разные даты: 4 мая, 7 мая и 11 мая). Масса изготовленного КВ-13 составила 32400 кг (что всего на 700-1200 кг превышало вес тогдашней добронированной "тридцатьчетверки"), при этом танк имел более плавный ход, чем Т-34 и КВ, и развил на жестком грунте скорость 51,7 км/ч. Особенностью танка было то, что в нем предусматривалась возможность применения гусеничных цепей и ведущего катка как от Т-34, так и от КВ, что было особенно актуально для ремонтных подразделений.
В ходе дополнительных испытаний КВ-13, проходивших в июле 1942 г., Н.В.Цейц скоропостижно скончался и ведущим конструктором по машине был назначен Н.Ф.Шашмурин. Однако многочисленные испытания и обкатка выявили у танка большое количество недоработок и дефектов, устранить которые в отведенные сроки не удалось. Танк так и не вышел из разряда опытных.
Следует отметить, что всего было построено не три, а один танк КВ-13, что на первый взгляд "не стыкуется" с фотографиями трех различных пятикатковых КВ-подобных машин. Но именно две последующие машины и стали первыми носителями имени "отца всех народов", перекочевавшего затем и на "танк победы".
Трудно сказать, кто выступил инициатором присвоения новому тяжелому танку столь громкого имени. Но в письме-рапорте, посвященному дню рождения В.Ленина (письмо отправлено 21 апреля 1942 г.), сотрудники ЧКЗ и Опытного танкового завода писали: " ... коллектив завода и конструкторского бюро, воодушевленные победами Красной Армии над немецкими полчищами под Москвой ... берут на себя обязательства дать Красной Армии новый танк наступления. Этот танк пройдет в первых рядах Родной Красной Армии, способствуя ее ПОБЕДЕ над немецко-фашистскими захватчиками... Коллектив завода и КБ единодушно решили дать новому танку имя нашего Великого Вождя - товарища Сталина, организатора и вдохновителя наших побед над немецко-фашистскими захватчиками ..." Возможно, в этом письме имеется в виду танк КВ-13, но официально имя "ИС" получили только его последователи.

Эти машины, созданные по инициативе опытного завода, закрепленной распоряжением ГОКО № 2943сс от 24.2.43 г. и приказом НКТП № 104 сс от 25.2.43 г., явились прямыми потомками КВ-13. От него они заимствовали корпус и схему подвески, но башня и многие внутренние агрегаты были спроектированы заново. Особенностью силовой передачи нового танка стали двухступенчатые планетарные механизмы поворота, разработанные профессором Благонравовым. Заново была создана и система охлаждения, которая "не желала" нормально функционировать на КВ-13. Танки сохранили пятикатковую ходовую часть, но направляющее колесо (ленивец) в них было занято шестым опорным катком, посаженным на кронштейн устройства натяжения. Гусеничная цепь заимствовалась от КВ, но была облегчена за счет применения нечетных безгребневых траков.
Поскольку танки разрабатывались с учетом "требований к тяжелым танкам прорыва", утвержденным еще в начале 1941 г. (предусматривающим наличие тяжелого пушечного и гаубичного танков), их вооружение было реализовано в двух вариантах: "танк ИС образец № 1" (Объект 233ИС) был вооружен "76-мм пушкой обр. 1943 г. ЗИС-5ИС (конструкция орудийной установки позволяла без переделок устанавливать также орудие Ф-34 и Ф-34М) в улучшенной башне на погоне 1580 мм", а "танк ИС образец № 2" (Объект 234ИС) - "122-мм гаубицей обр. 1942 г. У-11 в башне опытного танка КВ-9".
Испытания новых танков были признаны, в целом, удачными, но пятикатковая ходовая часть с мелкозвенчатой гусеницей танка КВ показала себя не лучшим образом. При движении на мягком грунте танк испытывал большое сопротивление за счет прогиба звеньев гусеницы в межкатковое пространство.
Кроме того, при показе гаубичного ИС руководителям ГАУ на артполигоне у него отказало орудие У-11, а поворотный механизм башни самозаклинился. Танки были отправлены на завод для доработки.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:07 | Сообщение # 17
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Рождение

В конце февраля 1943 г. в Ставке состоялось экстренное совещание, причиной которого стало применение немцами на Тихвинском фронте тяжелого танка "Тигр" (точная дата совещания неизвестна, но ссылки на его стенограммы приведены в переписке НКТП от 27 февраля 1943 г.). Кроме членов ГКО на совещании присутствовали Нарком Оборонной промышленности Д.Устинов и его заместители, Нарком боеприпасов Б.Ванников, руководство ГАУ и АБТУ, НКТП, ряд военных специалистов и ведущих работников оборонной промышленности (в том числе почти все "танковые" и "пушечные" ведущие конструкторы). Сообщение делал начальник артиллерии Воронов. Появление на Тихвинском фронте танков "Тигр" он назвал внезапным. Новые немецкие танки произвели на него, по его словам, потрясающее впечатление. "У нас нет пушек, способных бороться с этими танками", - были его заключительные слова. Возразить ему не смог никто.
Через несколько дней И.Сталин позвонил в ЦАКБ В.Грабину (телефонограмма по данному вопросу была отправлена 1 марта 1943 г.) и поинтересовался у него, в какой срок можно будет восстановить выпуск 107-мм танковой пушки ЗИС-6, производство которой для танка КВ-220 было подготовлено еще в 1941 г. В.Грабин заверил вождя, что через пятнадцать-двадцать дней производство можно будет возобновить на заводе № 92.
В первых числах апреля 1943 г., когда еще не были завершены испытания пятикатковых ИС, ЧКЗ получил задание от ОГК НКТП на проектирование двух новых тяжелых танков. Согласно задания, танки должны были при сохранении существующей массы танка КВ (не более 46 т) нести более мощную броню (не менее 100 мм) и быть вооружены 85-мм танковой пушкой большой мощности (башенный погон диаметром не менее 1700 мм) и 107-мм танковой пушкой (башенный погон диаметром не менее 1850 мм).
15 апреля 1943 г. вышло постановление ГОКО № 3187 сс, которое обязало Наркомат Вооружения создать мощное танковое орудие с целью противодействия немецким тяжелым танкам и САУ, а также организовать выпуск специализированных бронированных самоходных истребителей танков.

Новое танковое вооружение при калибре более 85-мм должно было пробивать броню толщиной не менее 120 мм на дистанции 600 м, а при калибре 102 мм - на дистанции 1000-1200 м. К слову сказать, столь мощные орудия уже были спроектированы и даже частично изготовлены "в металле" еще в 1941 г. на заводе № 92, но Государственных испытаний не проходили. Это были "самоходные" 85-мм пушка большой мощности ЗИС-25 с начальной скоростью полета снаряда 1150 м/с и 107-мм пушка ЗИС-26 с начальной скоростью 1012 м/с. Правда, производством боеприпасов для орудий столь большой мощности не занимался никто, да и установка этих "самоходных" орудий в башне танка представляла собой трудности, сравнимые с разработкой орудий заново.
Впрочем, создаваемые на ЧКЗ новые танки ИС не предназначались специально для противодействия "немецкому зверинцу", а являлись именно танками прорыва, для которых главной была толстая броня. Но в тот момент оказалось, что только эти танки могли быть вооружены мощной артсистемой, способной успешно бороться с "Тиграми" и "Пантерами".
После обсуждения в ОГК НКТП, к изготовлению утвердили проекты танков "ИС образец № 3" (или ИС-3) с 85-мм пушкой и "ИС образец № 4" (или ИС-4) со 107-мм пушкой. В этих проектах конструкторы вернулись к хорошо отработанной шестикатковой ходовой части, по типу КВ-1, в конструкции корпуса было применено широко опробованное на КВ-13 и ранних прототипах ИС броневое литье.
Танки спешили сделать к летней кампании 1943 г., но на этом, казалось бы чистом пути, трудности возникали там, где их никто не ждал. Так выяснилось, что 107-мм боеприпасы были сняты с производства еще в начале 1942 г., а возобновлять его не позволяет дефицит оборудования (тем более, что вместо одного 107-мм выстрела можно было сделать не менее 2-х 85-мм, или трех-четырех 76-мм). В имевшихся на складах запасах 107-мм выстрелов преобладали гранаты дореволюционного выпуска. Так ИС-4 вдруг оказался разоруженным.
5 мая 1943 г., после очередного обсуждения проблем с танковой и противотанковой артиллерией, ГОКО выпустил новое постановление № 3289 сс, в котором устанавливались новые сроки создания артсистем для танков. Теперь для срочного перевооружения танков разрешалось ориентироваться на орудие с баллистикой 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. Но и с ним дело обстояло не лучше.
Еще в конце февраля 1943 г. ЦАКБ выполнило проект танко-самоходной пушки С-18, который был одобрен НКВ и в марте 1943 г. заводу № 9 поручили изготовить 2 опытных образца (ЦАКБ не имело собственной производственной базы).
Но завод не справился с этим заданием в отведенный срок. А когда первое орудие поступило заказчику, выяснилось, что пушка изготовлена с отступлениями от чертежей, выпущенных ЦАКБ. КБ завода № 9 под руководством Ф.Петрова оспорило правомерность внесенных изменений, но ЦАКБ в лице В.Грабина настаивало на своем. Дело окончилось традиционной волокитой.

Испытанные пушки отказывались нормально работать, а проектировщики и изготовители вместо устранения недостатков принялись обильно поливать друг друга грязью. Для проведения заводской обкатки первого ИС-3, на него установили неработающий образец орудия С-18.
Покуда шла брань вокруг С-18, ЦАКБ создало новое 85-мм орудие для танка КВ-1С, получившее индекс С-31. Пушка разрабатывалась сразу в двух вариантах - с нормальной (нач. скорость 790-800 м/с) и с увеличенной баллистикой (нач. скорость 920-950 м/с). Вариант с увеличенной баллистикой предполагалось установить в танк ИС-4 (вместо ЗИС-6), но это решение натолкнулось на отсутствие для орудия специальных боеприпасов (орудию требовалась новая гильза).
В мае 1943 г. КБ завода № 9 НКВ под руководством Ф.Петрова предложило свой вариант 85-мм танкового орудия, "спроектированного по типу немецких танкосамоходных пушек", отличавшийся малым весом и небольшой длиной отката. Справедливости ради следует заметить, что к проектированию этого орудия лично Ф.Петров не имел почти никакого отношения, так как пушка являлась лишь немного доработанным вариантом орудия У-12, разработанного конструктором Уралмашзавода В.Сидоренко еще в конце 1941 г.
Поскольку баллистика всех предложенных 85-мм танковых пушек была идентична, совместным решением НКТП и НКВ предписывалось провести сравнительные испытания эталонных танков ИС с обоими типами орудий, а также рассмотреть возможность перевооружения этими пушками серийных танков КВ-1С (приказ НКТП № 261 сс от 8 мая 1943 г.).

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:08 | Сообщение # 18
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Первые два изготовленных эталонных танка ИС были оснащены пушками "конкурирующих фирм": № 1 получил 85-мм пушку Д-5Т-85 конструкции ОКБ № 9, а танк № 2 - 85-мм пушку С-31 ЦАКБ, доработанную по результатам опробования макета С-18 на танке "ИС образец №3". Одновременно с этими танками испытывались также их "собратья", рожденные на базе КВ-1С - один танк нес пушку Д-5Т-85 в башне танка ИС, а другой - С-31 в штатной башне КВ-1С. Сравнительные испытания показали преимущества орудия новой конструкции Д-5Т, казенная часть которого отличалась меньшими габаритами и массой. С-31 была разработана на базе ЗИС-5 и позволяла переключиться на ее выпуск без перестройки производства. Именно орудие Д-5 было рекомендовано для вооружения танка ИС-85, как обеспечивающее более комфортные условия работы экипажа. Установку на шасси КВ башни танка ИС военные представители сочли тогда неприемлемой, так как она требовала переделки подбашенной коробки.
Видимо, посчитав неудобным выпускать на поле боя новый танк с именем вождя, но за номером 4, военные присвоили ему индекс "ИС-85" (Объект 237) и предписали отправить для фронтовых испытаний первую партию новых танков (в количестве, не менее 20 шт.) в июле 1943 г. Однако изготовление фронтовой серии ИСов задержалось, причем виновниками были здесь как танкостроители, не успевающие с изготовлением шасси, так и артиллеристы, не подавшие вовремя 85-мм пушки.
Несмотря на то, что завод № 9 долго и тщательно готовился к серийному производству новых орудий, план их серийного выпуска на 1943 г. был сорван. Именно здесь проявились все конструктивные особенности Д-5Т, которая оказалась сложной и дорогой. Лишь в конце июля 1943 г. ЧКЗ получил небольшую партию орудий Д-5Т, которые тут же начали устанавливать в литые башни ИС-85, скапливавшиеся на заводе ввиду недостатка ходовых частей.

А поскольку ходовая часть и особенно - трансмиссия нового танка упорно сопротивлялись усилиям танкостроителей, а фронту срочно требовались танки, способные бороться с "Тиграми" и "Пантерами", по настоянию Наркома танковой промышленности В.Малышева, в серию был спешно пущен танк КВ-85 (КВ-1С с башней ИС-85), незадолго до этого отвергнутый военными.
31 июля 1943 г. в Москву для показа И.Сталину, вместе с другими опытными образцами боевой техники, прибыли новые танки КВ-85, ИС-85 и самоходно-артиллерийская установка ИСУ-152. 8 августа 1943 г. эти танки продемонстрировали членам правительства. В осмотре кроме Сталина участвовали Малышев, Федоренко, Ворошилов, Берия, Молотов. Интересно отметить, что перед показом из опытных машин удалили все экипажи, кроме механиков-водителей, заменив отсутствующих сотрудниками госбезопасности.
Прибывшие в Кремль боевые машины вызвали живейший интерес вождя, который немедленно вознамерился взобраться на них. Это желание оказалось совершенно неожиданным для присутствовавших, из коих никто не позаботился запастись лесенкой для облегчения подъема на броню. Сталин решительно отстранил желание двух ретивых генералов, пытавшихся подсадить его, и самостоятельно завершил восхождение на самоходную установку ИСУ-152. Осмотрев ее снаружи, он поднял крышку люка и поинтересовался у находившегося в боевом отделении сотрудника госбезопасности, как у новой машины обстоит дело с вентиляцией, так как в прошедших боях были случаи отравления экипажей пороховыми газами. Сотрудник безопасности молчал, как партизан на допросе, но положение спас находчивый механик-водитель К.Егоров, доложивший, что в ИСУ-152 введен дополнительный вентилятор и проведенные стрельбы показали его эффективность. Задав еще пару малозначительных вопросов, вождь самостоятельно спустился на землю и поздравил наркома танковой промышленности с новым достижением. 4 сентября 1943 г. постановлением ГОКО № 4043сс тяжелые танки КВ-85, ИС-85 и САУ ИСУ-152 были приняты на вооружение Красной Армии и к серийному производству.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:10 | Сообщение # 19
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Описание конструкции

Танк имел классическую схему общей компоновки. Внутреннее оборудование танка размещалось в четырех отделениях: управления, боевом, моторном и трансмиссионном. Компоновка танка была подчинена основной задаче: получить танк с мощным вооружением, усиленным бронированием, при минимально допустимых размерах и боевой массе. При этом распределение внутреннего забронированного объема танка было направлено на то, чтобы получить как можно большее боевое отделение, обеспечив, тем самым, установку вооружения, превосходящего по своей огневой мощи все существующие в тот период виды танковой и противотанковой артиллерии. Увеличение объема боевого отделения было вызвано необходимостью улучшения условий действий экипажа при вооружении и обеспечения возможности впоследствии установки еще более мощной пушки. Решение этих задач потребовало уменьшить объемы моторного и трансмиссионного отделений до предельно допустимого минимума с учетом надежной эксплуатации танка.
Отделение управления располагалось в носовой части корпуса танка. Для наблюдения за полем боя и вождения машины перед механиком-водителем устанавливались три смотровых прибора. Впереди в броневой пробке смотрового лючка устанавливался триплекс и по бокам в крыше корпуса - два перископических призменных смотровых прибора типа МК-4 (без оборотной призмы). В отделении управления размещались: сиденье механика-водителя, по бокам которого и перед ним располагались рычаги и педали управления движением танка, щитки с контрольными приборами и тумблерами, два баллона со сжатым воздухом, центральный топливный кран, ручной топливоподкачивающий насос, выключатель аккумуляторных батарей, кнопка электроспуска курсового пулемета и часть ЗИПа, а также ручка включения электроинерционного стартера ИС-9. За сиденьем механика-водителя в днище машины находился аварийный люк, открывавшийся наружу, а справа и слева от него по бортам корпуса устанавливались два топливных бака.
Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть танка и башню. В нем размещались: вооружение танка; прицелы и приборы наблюдения с механизмами наводки; сиденья членов экипажа: заряжающего (справа от пушки), наводчика (слева от пушки) и командира танка (за сиденьем наводчика); боекомплект; радиостанция; вентилятор боевого отделения; аккумуляторные батареи; обогреватели; часть электрооборудования с вращающимся контактным устройством и часть ЗИПа. Вытяжной вентилятор повышенной производительности (более 9 м3/мин.) обеспечивал нормальные условия работы всех членов экипажа в бою.

Концентрация СО при работе вентилятора внутри боевого отделения не превышала 0,1 млг/л, что было допустимо.
Над рабочим местом командира танка на крыше башни располагалась командирская башенка с входным люком. По периметру командирской башенки имелись шесть смотровых щелей с триплексами, обеспечивавших командиру круговой обзор. Кроме того, в одной из створок крышки входного люка башенки устанавливался перископический смотровой прибор МК-4. Посадка и выход экипажа из машины производились: через люк в командирской башенке и люк в крыше башни, располагавшийся справа от командирской башенки и закрывавшийся броневой крышкой на петле. Для наблюдения заряжающего за полем боя перед его рабочим местом устанавливался второй поворотный смотровой перископический прибор МК-4. По днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Моторное отделение располагалось за боевым отделением и было отделено от него перегородкой, в которой имелось два быстросъемных шибера, обеспечивавших доступ из боевого отделения к основным агрегатам силовой установки танка. В середине моторного отделения по продольной оси танка на подмоторной раме устанавливался двигатель, по обе стороны от которого по бортам располагались: справа - топливный, слева - масляный баки. Над баками размещались масляные радиаторы. В передней части моторного отделения, у моторной перегородки по бортам, были установлены воздухоочистители ВТ-5 типа "Мультициклон".
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка и было отделено от моторного отделения перегородкой. В трансмиссионном отделении размещались агрегаты трансмиссии и центробежный вентилятор системы охлаждения. В перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями над вентилятором были установлены водяные радиаторы подковообразной формы. Оригинально была решена задача по компоновке системы охлаждения. Установка центробежного вентилятора совместно с подковообразным (охватывающим) радиатором, расположение главного фрикциона во внутреннем пространстве вентилятора, компактное размещение трансмиссии обеспечили минимальный объем моторного и трансмиссионного отделений, объем которых к общему объему танка составлял 41,8%. Доступ к трансмиссионному отделению осуществлялся или через откидывавшийся кормовой лист, или через два люка, располагавшихся в нем.
Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки Д-5Т-85 и трех 7,62-мм пулеметов ДТ, один из которых был спарен с пушкой. Пушка Д-5Т-85 конструкции и производства завода № 9 НКВ имела длину ствола 52 калибра и клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. При стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета применялись танковый телескопический прицел 10Т-15 и танковый перископический прицел ПТ4-15. Прицел 10Т-15 представлял собой оптическую систему с углом наблюдения 15° и 2,5-кратным увеличением. Для стрельбы с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -5 до +25°. Для наводки использовался подъемный механизм секторного типа, устанавливавшийся слева от пушки. Наводка оружия в горизонтальной плоскости производилась поворотом башни с помощью планетарного механизма поворота башни, имевшего ручной и электромоторный приводы. Максимальная скорость поворота башни от электропривода составляла 14,4 град./с.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:12 | Сообщение # 20
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Выстрел из танковой пушки наводчик производил с помощью электроспуска, кнопка которого была смонтирована на маховике подъемного механизма пушки. Помимо электрического спуска конструкцией был предусмотрен и дублирующий ручной (механический) спуск. При скорости танка 10-15 км/ч вероятность поражения цели при стрельбе сходу, благодаря установке электроспуска увеличивалась.
Второй (курсовой) пулемет ДТ устанавливался в правом борту подбашенной коробки, третий (тыльный) - в шаровой опоре, располагавшейся в левой части задней стенки башни. Стрельбу из курсового пулемета вел механик-водитель, используя кнопку электроспуска, находившуюся перед ним справа на лобовом листе, рядом с кнопкой звукового сигнала. При стрельбе из тыльного пулемета использовался оптический прицел.
В боекомплект танка входили 59 унитарных выстрелов, 2520 патронов (40 дисков) к пулеметам ДТ, 25 ручных гранат Ф-1 и 30 сигнальных ракет. Для стрельбы из пушки применялись штатные выстрелы 85-мм зенитной пушки обр. 1939 г. Бронебойный снаряд массой 9,2 кг, обладавший начальной скоростью 800 м/с, на дистанции 1000 м пробивал 83-мм броневую плиту, расположенными под углом 30° от вертикали. Максимальная дальность стрельбы осколочным снарядом массой 9,54 кг составляла 12,5 км.
Все снаряды размещались в специальных укладках в башне и корпусе танка. В башне танка 18 выстрелов размещались в кормовой нише на горизонтальных рамках и 5 выстрелов - в горизонтальной укладке с правой стороны ниши. В корпусе танка располагались: сзади передних топливных баков - 6 выстрелов, в подбашенной коробке - 10 выстрелов и в ящиках на днище боевого отделения - 20 выстрелов. По своему устройству снарядная укладка подразделялась на рамочную, устанавливавшуюся в нише башни и подбашенной коробке, и хомутиковую - в башне справа и в нишах корпуса.
Пулеметные диски в танке были размещены: справа от пушки в рамке - 3 диска, слева от пушки в нише - 3 диска, в подбашенной коробке (две рамки по 4 диска) - 8 дисков и в ящиках на днище - 26 дисков. Каждая рамка была сварена из листовой стали и разделялась на гнезда, внутри которых имелся пластинчатый замок для удержания диска от выпадения.

Схема бронирования ИС-85

Днище изготавливалось из двух листов толщиной 20 мм, соединенных встык сварным швом, который проходил в центре боевого отделения. В днище имелось двенадцать вырезов, в которые вваривались кронштейны торсионных валов, три люка, закрывавшихся броневыми крышками, и девять отверстий, закрытых пробками с резьбой. Отверстия в днище предназначались для слива топлива, масла и воды из баков и систем двигателя.
Корма корпуса состояла из трех наклонных кормовых листов: верхнего, среднего и нижнего. Нижний наклонный кормовой лист толщиной 60 мм приваривался к днищу танка и к бортовым листам. К нему приваривались два буксирных крюка, две пружинные защелки и крепились два запасных трака. Средний наклонный кормовой лист, выполненный из 60-мм броневой стали, крепился к нижнему наклонному кормовому листу с помощью двух петель, а к косынкам нижнего листа и бортов - двенадцатью болтами. Для облегчения открывания среднего наклонного кормового листа в петлях устанавливался торсионный вал. Для контрольных осмотров трансмиссионного отделения в среднем наклонном листе имелись два круглых люка с закрепленными на петлях крышками, которые запирались с помощью защелок. Для монтажа и демонтажа среднего наклонного кормового листа приваривались три рыма. Верхний наклонный кормовой лист толщиной 60 мм крепился к бортам и специальным укосам шестнадцатью болтами и обеспечивал доступ к агрегатам трансмиссии при ремонте. На верхнем кормовом листе имелись специальные крючки для крепления буксирного троса.
Крыша корпуса машины, выполненная из 30-мм броневых листов, делилась поперечной балкой на две части, которые закрывали моторное и трансмиссионное отделения. Крыша над моторным отделением крепилась к продольным и поперечным планкам и к балке двадцатью болтами. В задней части крыши имелись два отверстия, закрывавшиеся пробками, для заправки баков топливом и маслом. Для демонтажа и монтажа крыши приваривались четыре рыма. По середине крыши моторного отделения на двух петлях крепилась крышка надмоторного люка, запиравшаяся двумя внутренними замками. В крышке надмоторного люка имелось отверстие для заправки воды в систему охлаждения двигателя, закрывавшееся броневой пробкой. Карманы ниш над моторным отделением, служащие для подвода охлаждающего воздуха к двигателю и радиаторам, были закрыты металлическими сетками.

 
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Тяжелая техника
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:


Copyright Lexa. 2024
Конструктор сайтов - uCoz
счетчик посещений