Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Самоходные артиллерийские установки - Страница 4 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: AlphaDiversant, Alpha  
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Самоходные артиллерийские установки
Самоходные артиллерийские установки
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:38 | Сообщение # 31
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Описание конструкции
Компоновка САУ аналогична компоновке СУ-122 и СУ-85. В отличие от последних самоходная установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 и предназначалась для борьбы с немецкими тяжелыми танками Т-VI "Тигр I" и Т-V "Пантера". Она относилась к типу закрытых самоходных установок. Компоновочная схема установки была заимствована у самоходной установки СУ-85. В отделении управления в носовой части корпуса слева находился механик-водитель. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик, справа - командир машины. Сиденье заряжающего располагалось сзади сиденья наводчика. В отличие от предыдущего образца, были значительно улучшены условия работы командира машины, рабочее место которого было оборудовано в небольшом спонсоне правого борта боевого отделения. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Крышка люка командирской башенки с вмонтированным смотровым прибором МК-4 вращалась на шариковом погоне. Кроме того, в крыше боевого отделения был сделан люк для установки панорамы, закрывавшийся двухстворчатыми крышками. В левой крышке люка был установлен смотровой прибор МК-4. В кормовом листе рубки имелась смотровая щель. Рабочее место механика-водителя находилось в передней части корпуса и было смещено к левому борту. Компоновочной особенностью отделения управления являлось расположение рычага переключения передач впереди сиденья механика-водителя. Посадка экипажа в машину производилась через люк в задней части крыши рубки (на машинах первых выпусков - двухстворчатый, расположенный в крыше и кормовом листе броневой рубки), люки командира и механика-водителя. Десантный люк размещался на днище корпуса в боевом отделении справа по ходу машины. Крышка люка открывалась вниз. Для вентиляции боевого отделения в крыше рубки были установлены два вытяжных вентилятора, закрытые броневыми колпаками.
Моторное отделение располагалось за боевым и отделялось от него перегородкой. В середине моторного отделения на подмоторной раме устанавливался двигатель с обеспечивавшими его системами. По обе стороны двигателя под наклоном располагались два радиатора системы охлаждения, на левом радиаторе был смонтирован масляный радиатор. По бортам устанавливалось по одному масляному радиатору и одному топливному баку. На днище в стеллажах по обе стороны двигателя устанавливались четыре аккумуляторные батареи.
Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса, в нем размещались агрегаты трансмиссии, а также два топливных бака, два воздухоочистителя типа "Мультициклон" и стартер с пусковым реле.
Основным оружием машины являлась 100-мм пушка Д-10С обр. 1944 г., установленная в рамке. Длина ствола составляла 56 калибров. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа и была оснащена электромагнитным и механическим (ручным) спусками. Кнопка электроспуска располагалась на рукоятке подъемного механизма. Качающаяся часть пушки имела естественное уравновешивание. Вертикальные углы наводки составляли от -3 до +20°, горизонтальной - в секторе 16°. Подъемный механизм пушки - секторного типа со сдающим звеном, поворотный - винтового типа. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых позиций - орудийная панорама Герца и боковой уровень. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4600 м, наибольшая - 15 400 м.
Для стрельбы из 100-мм пушки Д-10С применялись следующие выстрелы:
- унитарный патрон УБР-412 с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-412 с взрывателем МД-8;
- унитарный патрон УБР-412Б с бронебойно-трассирующим тупоголовым снарядом БР-412Б с баллистическим наконечником с взрывателем МД-8;
- унитарный патрон УО-412 с осколочно-морской гранатой 0-412 с взрывателем РГМ;
- унитарный патрон УОФ-412 с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 с взрывателем РГМ;
- унитарный патрон УОФ-412У с осколочно-фугасной гранатой ОФ-412 с уменьшенным зарядом с взрывателем РГМ.
Боекомплект пушки состоял из 33 артвыстрелов, которые размещались в боевом отделении в пяти боеукладках.
Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,88 кг составляла 900 м/с. Конструкция этой пушки, разработанная КБ завода № 9 НКВ под руководством Ф.Ф. Петрова, оказалась настолько удачной, что она свыше 40 лет устанавливалась на серийных послевоенных танках Т-54 и Т-55 различных модификаций. Дополнительно в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемета ППШ с боекомплектом 1420 патронов (20 дисков), 4 противотанковых гранаты и 24 ручные гранаты Ф-1.
 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:39 | Сообщение # 32
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

В послевоенные годы в боекомплект были включены унитарный патрон УБР-412Д с бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим и бронебойным наконечниками БР-412Д, унитарный патрон УБК9 с кумулятивным снарядом БК5М и унитарный патрон с бронебойно-подкалиберным снарядом. В результате боекомплект САУ состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных выстрелов.
Броневая защита - противоснарядная. Броневой корпус сварной, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 20, 45 и 75 мм. Лобовой броневой лист толщиной 75 мм с углом наклона 50° от вертикали был совмещен с лобовым листом рубки. Маска пушки имела броневую защиту толщиной 110 мм. В лобовом, правом и кормовом листах броневой рубки имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. В ходе серийного производства была ликвидирована балка носа, соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на соединение "в четверть", а передних подкрылков с кормовым листом броневой рубки - с "шипового" на соединение "встык". Соединение командирской башенки с крышей рубки было усилено с помощью специального бурта. Кроме того, ряд ответственных сварных швов был переведен на сварку аустенитными электродами. В остальном конструкция корпуса самоходной установки была аналогична конструкции корпуса установки СУ-85, за исключением конструкции крыши и кормового вертикального листа броневой рубки, а также отдельных лючков крыши моторного отделения.
К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных баков и бонки крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, заканчивающиеся грязевыми «крыльями». На полках устанавливались ящики ЗИП, по одному слева спереди и сзади справа.
Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины устанавливались две дымовых шашки МДШ. Поджиг дымовых шашек производил заряжающий с помощью включения двух тумблеров на щитке МДШ, установленного на моторной перегородке.
Конструкция и компоновка силовой установки, трансмиссии и ходовой части в основном были такими же, как на танке Т-34-85. В кормовой части машины в моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-2-34. Номинальная мощность двигателя - 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная - 400 л.с. при 1700 об/мин, максимальная - 500 л.с. при 1800 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой - 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно, под углом 60°. Степень сжатия 14- 15. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов 750 кг.
Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Топливо - дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э» по ОСТ 8842. Емкость топливных баков - 400 л. Снаружи на бортах корпуса устанавливались четыре топливных бака по 95 л каждый. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались. Запас хода машины по шоссе достигал 310 км.
Подача топлива принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Система смазки циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом. Емкость масляных баков 80 л. Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов - два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону. Емкость радиаторов 95 л.
Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, на танке устанавливались два воздухоочистителя «Мультициклон».
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), коробки передач, бортовых фрикционов, тормозов и бортовых передач. Коробка передач пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерен. Бортовые фрикционы многодисковые, сухие (сталь по стали), тормоза плавающие, ленточные, с чугунными накладками. Бортовые передачи одноступенчатые.
Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 830 мм. Подвеска индивидуальная, пружинная. Из-за некоторой перегрузки передних опорных катков их подвеска была усилена по сравнению с Т-34-85 за счет увеличения диаметра проволоки пружин с 30 до 34 мм. Ведущие колеса заднего расположения имели шесть роликов для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, с гребневым зацеплением, по 72 трака в каждой (36 с гребнем и 36 без гребня). Ширина гусеницы 500 мм, шаг трака 172 мм. Масса одной гусеницы 1150 кг.
 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:40 | Сообщение # 33
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 А•ч и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле регулятором РРА-24Ф. К потребителям электрической энергии относились стартер СТ-700 с пусковым реле для пуска двигателя, два мотор-вентилятора МВ-12, обеспечивавших вентиляцию боевого отделения, приборы наружного и внутреннего освещения, сигнал ВГ-4 для наружной звуковой сигнализации, электрический спуск ударного механизма пушки, обогреватель защитного стекла прицела, электрозапал дымовых шашек, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, аппараты телефонной связи между членами экипажа. Для внешней радиосвязи на машине устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС, для внутренней связи - танковое переговорное устройство ТПУ-3-БИС-Ф.
Большая величина вылета ствола (3,53 м) усложняла для самоходной установки СУ-100 преодоление противотанковых препятствий и маневрирование в ограниченных проходах.

Боевое применение
«Сотки» начали поступать в войска с ноября 1944 года. В декабре 1944 года началось формирование трех средних самоходно-артиллерийских бригад РВГК в составе трёх полков СУ-100 в каждой по штатам №№ 010/500, 010/462, 010/526, 010/527, 010/504 - 010/506, 010/514 1944 года (1492 человек, 65 СУ-100 и 3 СУ-76). Бригады получили следующие номера - 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я. Они были сформированы на базе отдельных танковых бригад - 1-й Ленинградской, 118-й Двинской и 209-й соответственно.
В начале февраля 1945 года все бригады СУ-100 были отправлены на фронт: 208-я - на 3-й Украинский, 207-я и 209-я - на 2-й Украинский. В марте - мае 1945 года в составе Белорусско-литовского военного округа была сформирована четвёртая самоходно-артиллерийская бригада СУ-100, получившая номер 231.
207-я самоходно-артиллерийская бригада закончила войну в составе 3-го Украинского фронта.
209-я так же в составе 3-го Украинского фронта как «Венская» ордена Суворова II степени.
208-я самоходно-артиллерийская бригада закончила войну в составе 6-й гвардейской танковой армии Забайкальского фронта как «Двинская» Краснознамённая, орденов Богдана Хмельницкого I и II степени.
231-я самоходно-артиллерийская бригада приняла участие в боевых действиях в войне с Японией в составе 6-й гвардейской танковой армии Забайкальского фронта.
Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. Включение в состав подвижных групп наших наступающих войск самоходок, вооруженных мощными 100-мм орудиями, существенно повышало их ударную силу. Нередко САУ участвовали в завершении прорыва тактической глубины обороны противника. Характер боя при этом имел много общего с действиями при наступлении на противника, поспешно перешедшего к обороне. Наступление в этих условиях проводилось или атакой с хода, или с подготовкой атаки в ограниченные сроки.
Так, в Восточно-Прусской наступательной операции войска 5-й гв. танковой армии 17 января 1945 года, пройдя боевые порядки 53 ск 48-й армии, с ходу атаковали части 299-й и 7-й немецких пехотных дивизий. Для завершения прорыва тактической зоны обороны противника были введены в бой две танковые бригады из состава 10 тк с самоходной артиллерией: 186 тбр с 1207 сап СУ-100 и 178 тбр с 381 сап СУ-100. После двухчасового боя противник был разгромлен, и 5-я гв. танковая армия продолжала наступление в западном направлении.
Впрочем, в 1945 году самоходным установкам СУ-100 пришлось участвовать и в ожесточенных оборонительных боях. Речь идет об отражении контрудара 6-й танковой армии СС против войск 3-го Украинского фронта с 6 по 16 марта 1945 года в районе озера Балатон в Венгрии. Здесь активно использовались 207, 208 и 209 сабр, вооруженные СУ-100, а также несколько отдельных полков СУ-100 и СУ-85, не без участия которых уже в первый день немецкое наступление начало давать сбои.

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:41 | Сообщение # 34
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Особенно отличились в этих боях 1951 и 1953 сап 209-й бригады, сумевшие организовать хорошее взаимодействие с пехотой, противотанковой и дивизионной артиллерией. В течение дня СУ-100 командира батареи старшего лейтенанта А.Кочерги, боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина уничтожили по три танка и штурмовых орудия. Батарея СУ-100 под командованием капитана Васильева из 1952 сап уничтожила в ходе боя три «королевских тигра».
В боях 11 - 12 марта самоходные установки СУ-100 часто использовались вместо танков, из-за больших потерь последних. Поэтому командующий бронетанковыми и механизированными войсками армии отдал приказ об оснащении каждой САУ ручным пулеметом для самообороны. По итогам мартовских боев в Венгрии СУ-100 заслужили чрезвычайно высокую оценку командования.
К концу войны в Красной Армии насчитывалось 277 самоходно-артиллерийских полков, 81 (29,3%) из которых был вооружен средними САУ СУ-85 и СУ-100.
Помимо Красной Армии средние САУ состояли на вооружении польских и чехословацких войск, воевавших на советско-германском фронте.
Войско Польское получило первые самоходки в марте 1944 года, когда в составе 1-й польской танковой бригады сформировали дивизион из 12 СУ-85. Что касается СУ-100, то 1 мая 1945 года поляки начали формирование 46-го полка самоходной артиллерии, который планировалось вооружить машинами этого типа. Однако до конца боевых действий в Европе им передали только две САУ. Остальные СУ-100 Войско Польское получило уже в послевоенные годы.
СУ-100, без сомнения, являлась самой удачной и наиболее мощной советской противотанковой САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 т легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «Ягдпантера», «Сотка» имела аналогичную броневую эащиту и несколько лучшую подвижность. Однако у 88-мм немецкой пушки Рак 43/3 с длиной ствола 71 калибр начальная скорость бронебойного снаряда была 1000 м/с, а ее боекомплект больше, чем у Д-10С, и скорострельность выше. За счет использования немцами бронебойного снаряда PzGr 39/43 с бронебойным и баллистическим наконечником пушка «Ягдпантеры» отличалась лучшей бронепробиваемостью на дальних дистанциях. Подобный снаряд БР-412Д появился у нас только после войны. В отличие от немецкой САУ в боекомплекте СУ-100 отсутствовали подкалиберные и кумулятивные снаряды. Фугасное же действие 100-мм осколочно-фугасного снаряда было, естественно, выше, чем у 88-мм. В целом же эти две лучшие средние самоходки Второй мировой войны не имели друг перед другом ощутимых преимуществ, при этом спектр применения у СУ-100 был несколько шире.
В СССР, в послевоенные годы СУ-100 еще долго находились в войсках, принимали участие в учениях, а по мере поступления новых самоходно-артиллерийских установок ставились на долговременное хранение в парки, где некоторое количество их, по-видимому, пребывает и сейчас. Во всяком случае, приказа Министра обороны о снятии СУ-100 с вооружения пока не было. Снятые с хранения машины участвовали в военных парадах, посвященных Дню Победы, в 1985 и 1990 годах.
СУ-100 как советского, так и чехословацкого производства состояли на вооружении армий ряда стран Варшавского договора, а также Алжира, Йемена, Анголы, Албании, КНДР, Кубы, Египта, Сирии и Вьетнама. Они принимали участие в боевых действиях в ходе арабо-израильских войн 1956, 1967 и 1973 годов. На 1996 год СУ-100 еще имелись в армиях Кубы, Албании, Румынии и КНДР. Вместе со своим базовым танком Т-34-85 у СУ-100 есть шанс, находясь в боевом строю, встретить XXI век.
 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:47 | Сообщение # 35
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

1 - опорный каток, 2 - балансир, 3 - ленивец, 4 - подвижная бронировка пушки, 5 - неподвижная бронировка, 6 - дождевой щиток, 7 - ЗИП пушки, 8 - командирская башенка, 9 - бронеколпаки вентиляторов, 10 - наружные топливные баки, 11 - ведущее колесо, 12 - запасной трак, 13 - бронеколпак выхлопной трубы, 14 - моторный люк, 15 - трансмиссионный люк, 16 - трубка электропроводки, 17 - посадочный люк, 18 - колпак стопора пушки, 19 - торсион крышки люка, 20 - люк панорамы, 21 - перископ, 22 - буксирные серьги, 23 - пробка револьверного отверстия, 24 - люк механика-водителя, 25 - запасные траки, 26 - пробка переднего топливного бака, 27 - антенный ввод, 28 - буксирный крюк, 29 - пробка револьверного отверстия, 30 - ЗИП механика-водителя, 31 - люк стопора кривошипа ленивца, 32 - пробка червяка кривошипа, 33 - фара, 34 - сигнал, 35 - пробка револьверного отверстия.


Компоновка СУ-100:
1 - пушка; 2 - телескопический прицел ТШ-19; 3 - панорамный прицел; 4 - командирская башенка; 5 - бронеколпаки вентиляторов; 6 - заслонка отверстия для стрельбы из личного оружия; 7 - укладка автоматных магазинов; 8 - ограждение пушки; 9 - 100-мм выстрелы; 10 - двигатель, 11 - главный фрикцион; 12 - воздухоочиститель «Мультициклон»; 13 - стартер; 14 - коробки передач; 15 - бортовая передача; 16 - аккумуляторы; 17 - сиденье наводчика; 18 - укладка двух выстрелов на полу боевого отделения; 19 - сиденье механика-водителя; 20 - укладка выстрелов в носовой части корпуса; 21 - педаль главного фрикциона; 22 - рычаг бортового фрикциона; 23 - баллоны со сжатым воздухом.


Корпус СУ-100, прошедшей послевоеную модернизацию:
1 - картер бортовой передачи; 2 - отбойный кулак пальцев гусеницы; 3 - кронштейн упоров балансиров; 4 - вырез под цапфу балансира; 5 - отверстие для оси балансира; 6 - кронштейн для крепления фары ФГ-102; 7 - кронштейн для крепления сигнала; 8 - стойка ограничителя балансира; 9 - боковой лист боевого отделения; 10 - бортовой лист; 11 - кронштейн кривошипа направляющего колеса; 12 - приспособление для ввода зубьев кривошипа направляющего колеса; 13 - крышка люка механика-водителя; 14 - бонки для крепления запасных траков; 15 - нижний носовой лист; 16 - отверстие для доступа к хвостовикам червяков механизма натяжения гусеницы; 17 - верхний носовой лист; 18 - кронштейн для крепления фары ФГ-100; 19 - пробка лючка для заправки передних топливных баков; 20 - смотровая щель; 21 - командирская башенка; 22 - отверстие для установки прибора наблюдения командира; 23 - крышка люка командирской башенки; 24 - прямоугольный колпак для стопора пушки; 25 - защитный колпак над вентилятором; 26 - заглушка отверстия для стрельбы из личного оружия; 27 - отверстие для установки прибора наблюдения МК-4; 28 - крышка люка панорамы; 29 - крышка посадочного люка; 30 - крыша боевого отделения; 31 - светильник; 32 - кронштейн наружных топливных баков; 33 - боковой лист ниши.


100-мм пушка Д-10С обр.1944 г:
1 - ствол; 2 - верхняя цапфа; 3 - противооткатные устройства; 4 - панорама Герца; 5 - кронштейн походного крепления пушки; 6 - боковой уровень; 7 - блокирующий прибор электроспуска; 8 - ограждение пушки; 9 - рычаг механического спуска; 10 - подъемный механизм; 11 - поворотный механизм; 12 - прицел ТШ-19; 13 рама; 14 - кожух рамы; 15 - щит; 16 - амортизатор.


Боевое отделение:
1 - пушка; 2 - сиденье наводчика; 3 - ограждение; 4 - спусковой рычаг; 5 – блокирующий прибор ВС-11; 6 - боковой уровень; 7 - подъемный механизм пушки; 8 – маховик подъёмного механизма; 9 - маховик поворотного механизма; 10 - удлинитель панорамы Герца; 11 - радиостанция; 12 - рукоятка поворота антенны; 13 - смотровой прибор; 14 – сиденье командира.

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:47 | Сообщение # 36
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

1 - сиденье механика-водителя; 2 - рычаги управления; 3 - педаль подачи топлива; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль главного фрикциона; 6 - баллоны со сжатым воздухом; 7 - фонарь освещения щитка контрольных приборов; 8 - щиток контрольных приборов; 9 - торсионы механизма открывания люка; 10 - спидометр; 11 - тахометр; 12 - аппарат № 3 ТПУ; 13 - кнопка стартера; 14 –рукоятка стопора крышки люка; 15 - кнопка сигнала; 16 - кожух передней подвески; 17 - рычаг ручной подачи топлива; 18 - рычаг кулисы; 19 - щиток электроприборов.


Балансир и подвеска переднего опорного катка:
1 - кронштейн передний; 2 - балансир; 3 - рычаг балансира; 4 - пружина внутренняя; 5 - пружина наружная; 6 - стакан подвески; 7 - опора пружин; 8 - шток.


Направляющее колесо и натяжной механизм:
1 - ленивец; 2 - кривошип ленивца; 3 - заглушка броневая; 4 - стопор; 5 - червяк натяжного механизма; 6 - колпак броневой.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 16:54 | Сообщение # 37
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

СУ-152 (КВ-14)
Классификация штурмовое орудие
Боевая масса, т 45,5
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделения сзади, боевое и управления спереди
Экипаж, чел. 5
История
Год(ы) производства 1943
Год(ы) эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт 671
Основные операторы
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 8950
Ширина корпуса, мм 3250
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 440
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60
Лоб корпуса (низ), мм/град. 60
Борт корпуса, мм/град. 60
Корма корпуса (верх), мм/град. 60
Корма корпуса (низ), мм/град. 60
Днище, мм 20—30
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 75
Маска орудия, мм/град. 60—65
Борт рубки, мм/град. 60
Корма рубки, мм/град. 60
Крыша рубки, мм/град. 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 152,4-мм МЛ-20
Тип пушки нарезная пушка-гаубица
Длина ствола, калибров 27,9
Боекомплект пушки 20
Углы ВН, град. −5…+18°
Углы ГН, град. 12°
Прицелы телескопический СТ-10
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 600
то же, кВт. 441
Скорость по шоссе, км/ч 43
Запас хода по шоссе, км 330
Удельная мощность, л.с./т 13,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 608
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 0,9

СУ-152 — тяжёлая по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной гаубицей-пушкой МЛ-20С. По своему боевому предназначению СУ-152 в равной степени являлась как тяжёлым истребителем танков, так и тяжёлым штурмовым орудием; ограниченно могла выполнять функции самоходной гаубицы. Первый прототип машины Объект 236 был построен на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) в декабре 1942 года, спустя всего 25 дней после выдачи государственного задания на разработку САУ подобного класса. Машины этой марки серийно выпускались на ЧКЗ с февраля по декабрь 1943 года. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152. Общее число построенных СУ-152 неодинаково в различных источниках информации, чаще всего упоминаются цифры в 670 или 704 самоходки. Летом 1943 года проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ (имевших «звериные» названия «Тигр», «Пантера», «Элефант»), за что заслужила в войсках прозвище «Зверобой».

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 16:58 | Сообщение # 38
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

История создания

Несмотря на широко распространённое мнение, СУ-152 не была немедленной ответной мерой на появление у вермахта тяжёлого танка «Тигр». Операция «Уран» (контрнаступление под Сталинградом) показала, что Красной армии крайне необходимы мобильные тяжёлые орудия. Главными целями для таких орудий были немецкие укрепления вокруг и внутри Сталинграда. Огневая мощь советских танковых, механизированных и стрелковых частей во многих случаях была недостаточна против подготовленной и эшелонированной обороны противника, включающей в себя ДОТы и хорошо укреплённые городские здания.

Непосредственная поддержка наступающих частей артиллерией и боевыми инженерами сыграла немаловажную роль в успехе операции «Уран». Однако подавляющее большинство пушек и гаубиц в то время были буксируемыми и их мобильность сильно ограничивалась отсутствием дорог, наличием глубокого снежного покрова, малым числом доступных тягачей. Буксируемые орудия на марше были уязвимы к любому виду атаки противника, особенно к воздушным налётам. Во многих случаях орудия буксировались вконец истощёнными лошадьми и иногда даже бойцами Красной армии.

Такое положение дел не удовлетворяло советское военное руководство. В ноябре 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) приказал начать разработку тяжёлой САУ, вооружённой 152,4-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Здесь необходимо заметить, что Красная армия в межвоенное время получила на вооружение специализированную машину для борьбы с укреплениями противника. Этой машиной был вооружённый 152,4-мм гаубицей М-10 тяжёлый танк КВ-2, но их выпуск был прекращён в июле 1941 года, и к ноябрю 1942 года уцелела только горстка таких машин. Новый «истребитель ДОТов» должен был быть более мобильным, технологичным, дешёвым и иметь более эффективное вооружение, чем у КВ-2. Однако большая сила отдачи от МЛ-20 сделала невозможным монтировку орудия в башне, и заказчику пришлось согласиться на размещение основного вооружения в неподвижной рубке с ограниченным углом горизонтального обстрела.

Перед отдачей приказа различные конструкторы в инициативном порядке пытались разработать самоходку — «истребитель ДОТов», но все они были прекращены с целью сосредоточения усилий на более важных по мнению ГКО целях. Естественно, что после обнародования приказа эти работы были возобновлены, и в декабре 1942 года было представлено три проекта «истребителя ДОТов» от инженеров различных танковых и артиллерийских заводов. Все эти проекты основывались на базе серийного тяжёлого танка КВ-1с и в качестве вооружения имели гаубицу-пушку МЛ-20. После обсуждения победил проект Жозефа Яковлевича Котина, который требовал минимальных переделок орудия и танкового шасси.

Сборка первого прототипа Объект 236 началась 31 декабря 1942 года, а уже 25 января 1943 года начались его заводские испытания. Проект всей САУ в целом получил индекс КВ-14. После успешного прохождения заводских испытаний «Объект 236» выдержал более суровую программу государственных испытаний. 14 февраля 1943 года ГКО принял новую САУ на вооружение Красной армии и издал приказ о немедленной её постановке на серийное производство под названием СУ-152 на ЧКЗ.

Для монтировки в СУ-152 использовался слегка модифицированный вариант гаубицы-пушки МЛ-20 под обозначением МЛ-20С. По сравнению с оригинальной МЛ-20 её ствол был укорочен на 3 калибра (и составил 32 калибра), ряд маховиков управления был перенесён на одну сторону орудия для большего удобства работы наводчика в стеснённом боевом отделении машины. Дульная скорость и прочие внешние баллистические данные остались неизменными по сравнению с МЛ-20.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 16:59 | Сообщение # 39
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

В итоге главной причиной создания СУ-152 стала надобность Красной армии в тяжёлом штурмовом орудии, а конструкторские работы по этой тематике начались ещё до первого захвата «Тигра». Однако с самого начала СУ-152 имела хорошие противотанковые способности благодаря высокой дульной скорости и большой массе снарядов для МЛ-20. Исследование захваченного танка «Тигр» показало, что в первой половине 1943 года только СУ-152 могла успешно бороться с ним на любой дистанции боя. Этот вывод резко ускорил процессы серийного выпуска СУ-152 и формирования частей самоходной артиллерии, но он никак не мог сказаться на разработке первого поколения советских серийных САУ. СУ-152 вместе с СУ-122 и СУ-76 разрабатывались для артиллерийской поддержки танковых и механизированных частей Красной армии в октябре — декабре 1942 года. Таким образом, быстрая постройка прототипа СУ-152 не была вызвана спешкой построить нечто против танка «Тигр», а объяснялась заранее проделанной большой подготовительной работой на ЧКЗ и его смежниках.

После запуска в серию конструкция СУ-152 подверглась небольшим усовершенствованиям с целью улучшения технологичности производства и механической надёжности машины. Изначально СУ-152 не имела пулемёта, это оборачивалось её слабостью в ближнем бою и городских сражениях. Для решения этой проблемы летом 1943 года была разработана монтировка крупнокалиберного зенитного 12,7-мм пулемёта ДШК. Некоторые СУ-152 получили зенитный пулемёт после ремонта. СУ-152 была последним серийно выпускаемым представителем семейства машин КВ, в декабре 1943 года она была заменена на сборочных линиях ЧКЗ своей прямой наследницей ИСУ-152. Пережившие Великую Отечественную войну СУ-152 были сняты с вооружения Советской армии в 1954 году.

Описание конструкции

СУ-152 имела ту же компоновку, что и все другие серийные советские САУ того времени (за исключением СУ-76). Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки устанавливались под рациональными углами наклона. Основное вооружение — 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С — монтировалась в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой сферической бронемаской, которая также выполняла функции уравновешивающего элемента.

Три члена экипажа располагались слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через прямоугольный двухстворчатый люк на стыке крышевого и заднего листов броневой рубки и через круглый люк справа от орудия. Круглый люк слева от орудия не предназначался для посадки-выхода экипажа, он требовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 17:02 | Сообщение # 40
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Вооружение

Основным вооружением СУ-152 являлась гаубица-пушка МЛ-20С калибра 152,4 мм. Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от −5° до +18°, сектор горизонтальной наводки составлял 12°. Высота линии огня составляла 1,8 м, дальность прямого выстрела — 800—900 м по цели высотой 2,5—3 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы — 13 км. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки. По сравнению с ассортиментом боеприпасов буксируемых орудий МЛ-20, боекомплект ИСУ-152 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:
бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-540 массой 48,8 кг, начальная скорость 600 м/с;
осколочно-фугасный пушечный снаряд ОФ-540 массой 43,56 кг, начальная скорость 655 м/с на полном заряде.

Вместо бронебойно-трассирующих снарядов БР-540 могли применяться бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником БР-540Б (с начала 1945 года).

Для разрушения железобетонных ДОТов в боекомплект мог вводиться бетонобойный пушечный снаряд Г-545. Номенклатура метательных зарядов также была существенно уменьшена — она включала в себя специальный заряд Ж-545Б под бронебойный снаряд и полный заряд ЖН-545 под осколочно-фугасный снаряд.

В принципе, гаубица-пушка МЛ-20С могла стрелять всеми типами снарядов и зарядов от своего буксируемого варианта МЛ-20. Однако в поучениях и таблицах стрельбы для СУ-152 времён Великой Отечественной войны значатся только указанные выше боеприпасы. Это не исключает возможности стрельбы другими типами боеприпасов в то время, но документальных подтверждений такой стрельбы в виде тогдашних отчётов, наставлений и нормативных документов нет. Этот момент составляет пока ещё не до конца исследованный вопрос и часто становится причиной споров на военно-тематических форумах. В частности, в некоторых источниках информации в боекомплекте СУ-152 упоминаются дальнобойная гаубичная осколочно-фугасная граната ОФ-530, гаубичный бетонобойный снаряд Г-530 и морской полубронебойный снаряд обр. 1915/28 гг.[1][2]

Для СУ-152 была разработана турельная установка зенитного крупнокалиберного 12,7-мм пулемёт ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т на правом круглом люке командира машины. Боекомплект к ДШК составлял 250 патронов. На заводе на вновь выпущенные самоходки этот пулемёт не устанавливался, но имеются упоминания о том, что небольшое число СУ-152 получили установку ДШК в ходе капитального ремонта в 1944—1945 гг.

Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ с боекомплектом 1278 патронов (18 дисков) и 25 ручных гранат Ф-1, позднее число дисков для ППШ увеличили до 22.

 
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Самоходные артиллерийские установки
Поиск:


Copyright Lexa. 2024
Конструктор сайтов - uCoz
счетчик посещений