Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Тяжелая техника - Страница 3 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Модератор форума: AlphaDiversant, Alpha  
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Тяжелая техника
Тяжелая техника
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:13 | Сообщение # 21
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух, сваренных между собой ребристых рам с установленными между ними жалюзи со специальным приводом. Она опиралась на поперечную балку и верхний кормовой! лист и крепилась двенадцатью болтами. Демонтаж и монтаж крыши осуществлялись с помощью четырех рымов. На вварных листах сбоку над трансмиссионным отделением крепились броневые прикрытия выхлопных труб, а ближе к корме - задние габаритные фонари.
В корпусе танка имелись специальные каналы для подачи во время зимней эксплуатации теплого воздуха из моторного отделения в боевое. На части машин для усиления бронестойкости и повышения технологичности был увеличен угол наклона средней части литого ступенчатого носа корпуса с 72 до 75°, уменьшена длина бортов отливки, а также смещены вниз кронштейны крепления механизмов натяжения гусениц.
Башня танка, имевшая массу около 4,7 т, была отлита из броневой стали высокой твердости. Стенки башни (толщина стенок 100 мм) имели овальную обтекаемую форму. Вварная крыша башни состояла из двух 30-мм броневых листов, сваренных между собой встык. Передний лист крыши для увеличения угла склонения пушки имел угол наклона (5°) на нос машины. Для получения наибольшего диаметра в свету шариковая опора башни была выполнена по схеме с охватывающим неподвижным погоном.
В лобовой части башни находилась амбразура, которая закрывалась снаружи подвижной 100-мм бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета (справа от пушки) и телескопического прицела (слева от пушки). Для монтажа и демонтажа башни и бронировки пушки приваривались пять рымов. Снаружи по бортам башни были приварены поручни для танкового десанта.
В кормовой части башни с левой стороны находился прилив, где устанавливалась шаровая опора тыльного пулемета. Для стрельбы из личного оружия в боковых стенках башни было сделано по одному отверстию, закрывавшемуся броневой пробкой. В крышу была вварена литая командирская башенка овальной формы с входным люком и шестью смотровыми щелями со стеклами триплекс по бокам. Впереди на крыше башни слева имелось отверстие под установку танкового перископического прицела, который закрывался броневым колпаком. Справа - отверстие под установку смотрового перископического прибора заряжающего. Между отверстиями для прицела и перископа к крыше был приварен сферический колпак вентиляционного люка, в котором устанавливался вытяжной вентилятор. Перед командирской башенкой в крыше находилось отверстие с оградительным броневым стаканом для антенного ввода радиостанции, а справа - люк для входа и выхода экипажа, закрывавшийся броневой крышкой, запиравшейся двумя замками. Для уменьшения усилия при открывании крышки люка и амортизации ударов был вставлен в ее петли торсионный валик.
В качестве противопожарного оборудования использовался ручной тетрахлорный огнетушитель РАВ, который устанавливался на кронштейне в боевом отделении в передней части башни (слева по ходу движения танка).
В моторном отделении вдоль продольной оси корпуса танка на подмоторной раме устанавливался дизель В2-ИС мощностью 520 л.с. (382 кВт) жидкостного охлаждения. Он был разработан на базе дизеля В-2К и отличался от последнего внесением ряда изменений, повышавших эффективность работы двигателя и его эксплуатационные качества. На двигателе устанавливался топливный насос НК-1 с всережимным регулятором РНК-4 и корректором подачи топлива. Была изменена конструкция муфты привода топливного насоса; пуск двигателя производился электроинерционным стартером, обеспечивавшим надежный пуск с помощью электромотора или вручную; для очистки масла применялся металлический проволочно-щелевой масляный фильтр "Кимаф". Фильтр устанавливался с правой стороны двигателя и крепился на верхней половине картера. Вместо крышки центрального подвода масла на двигателе устанавливалась подставка под инерционный стартер. Кроме того, были изменены пути подвода масла от масляного фильтра и ручного насоса к картеру, от картера к верхнему и нижнему вертикальному валикам, а также внесены другие конструктивные изменения. К фланцам выхлопных коллекторов двигателя крепились на болтах выхлопные патрубки, которые через соединительные трубы в стенках ниши корпуса переходили в каналы ниш корпуса и затем в броневые колпаки на крыше моторного и трансмиссионного отделений танка. Измененная конструкция выхлопных трубопроводов обеспечивала удобное присоединение выпускных коллекторов и их надежное уплотнение от пробивания отработавшими газами. В случае отказа инерционного стартера, пуск двигателя мог производиться с помощью запасного (аварийного) приспособления - воздушного пускового устройства с использованием сжатого воздуха из двух пятилитровых баллонов.
Центровка двигателя производилась по коробке передач с помощью специального приспособления, устанавливавшегося на зубчатке муфты ведущего вала коробки.
В топливную систему входили: три топливных бака (правый, левый и кормовой), топливный распределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос, сливной кран, бачок для слива топлива, трубопроводы высокого и низкого давления, топливоподкачивающий насос, топливный фильтр тонкой очистки, топливный насос высокого давления и двенадцать форсунок. Правый (емкостью 190 л) и левый (емкостью 245 л) топливные баки располагались в отделении управления соответственно справа и слева от механика-водителя. Кормовой топливный бак (емкостью 85 л) был расположен в моторном отделении справа по ходу движения танка. Кроме того, на надгусеничных полках танка устанавливались три дополнительных топливных бака и один масляный емкостью 100 л каждый. Общая емкость основных (внутренних) топливных баков обеспечивала танку запас хода по шоссе до 150 км, по проселку - до 130 км.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:15 | Сообщение # 22
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, на танке в моторном отделении справа и слева от двигателя были установлены два воздухоочистителя марки ВТ-5 (типа "Мультициклон"). Каждый воздухоочиститель состоял из кожуха, бункера, головки, с патрубком для соединения с впускным коллектором и двух кассет с проволочной набивкой (канителью).
Циркуляционная, под давлением система смазки состояла из: масляного бака, двух масляных радиаторов, масляного крана-редуктора, ручного подкачивающего насоса и контрольных приборов (термометра и манометра), трехсекционного шестеренчатого масляного насоса и масляного фильтра "Кимаф".
Общая емкость закрытой, с принудительной циркуляцией жидкости системы охлаждения составляла 85 л. В состав системы охлаждения входили: водяной центробежный насос, два пластинчато-трубчатых четырехходовых радиатора полукруглой формы (общая площадь поверхности охлаждения 170 м2), расширительный бачок с паровоздушным клапаном, центробежный лопастной вентилятор, трубопроводы, термометр и два водяных бачка обогревающего устройства.

Обогревающее устройство предназначалось для поддержания температуры воды в системе охлаждения двигателя и обогрева боевого отделения танка при длительных стоянках зимой. Устройство состояло из двух водяных бачков, двух обогревателей (керогазов) и трубопроводов, соединявших бачки с системой охлаждения двигателя.
В кормовой части корпуса в трансмиссионном отделении устанавливалась механическая трансмиссия, в состав которой входили: главный многодисковый фрикцион сухого трения (сталь по феродо); четырехходовая, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором; два двухступенчатых планетарных механизма поворота и два двухрядных бортовых редуктора.
Главный фрикцион устанавливался на носке коленчатого вала двигателя. В качестве механизма выключения использовался рычажно-шариковый механизм с механическим приводом управления из отделения управления танком с сервомеханизмом облегчения усилия на педаль выключения главного фрикциона. Конструкция главного фрикциона позволяла производить регулировку и замену дисков трения без демонтажа или разворота коробки передач.
Коробка передач танка обеспечивала восемь передач при движении вперед и две передачи - при движении задним ходом. Переключение передач осуществлялось за счет выключения и включения четырех подвижных кареток. Весь механизм коробки передач размещался в чугунном картере (дало значительную экономию дефицитного алюминия), состоявшем из двух половин (верхней и нижней). Компоновка коробки передач предусматривала возможность дальнейшей модернизации трансмиссии и переход в последующем на планетарную трансмиссию. Общее передаточное число трансмиссии было выбрано таким образом, чтобы обеспечить танку ИС наибольшее, по сравнению с другими близкими по типу машинами, значение динамического фактора на высшей и низшей передачах. Опыт эксплуатации тяжелых танков показан, что большие предельные скорости не обеспечивают достаточной величины средних скоростей движения, имеющих, в конечном счете, наиболее важное для тапка значение. Поэтому на танке ИС за счет снижения максимальной скорости движения был повышен динамический фактор, который обеспечивал достижение высоких средних скоростей движения машины.
Двухступенчатые планетарные механизмы поворота (ПМП) использовались вместо традиционных бортовых фрикционов. Вновь сконструированные и примененные механизмы поворота позволили увеличить среднюю скорость движения танка, устранить потерю мощности в тормозах при поворотах, улучшить условия работы главного фрикциона, коробки передач, увеличить срок службы тормозов, улучшить управление танком и повысить его проходимость по тяжелым грунтам. ПМП были смонтированы на выступавших концах главного вала коробки передач. Левый и правый ПМП имели одинаковую конструкцию и каждый из них состоял из планетарного ряда, остановочного барабана, многодискового фрикциона и тормозных лент с накладками из чугуна. Особенностью планетарного ряда являлось то, что эпициклическая шестерня, была посажена на шлицы главного вала коробки передач и находилась в зацеплении с четырьмя сателлитами, а остановочный (тормозной) барабан был жестко соединен с водилом.
Приводы управления - механические. Привод управления коробкой передач состоял из рычага кулисы, устанавливаемой в отделении управления справа от водителя, продольных тяг, переходного валика с рычагами и балансиров. Вместе с рычагом переключения передач был установлен рычаг демультипликатора, обеспечивавший включение ускоренных или замедленных передач. Управление ПМП производилось с помощью приводов управления, состоявших из двух рычагов (левого и правого), размещенных в отделении управления, передних тяг, передаточных валиков и тормозных мостиков. Торможение танка осуществлялось одновременным переводом рычагов управления ПМП в конечное положение. Педаль горного тормоза отсутствовала.
Ходовая часть, обеспечивавшая тяжелому танку достаточно высокую подвижность на поле боя и повышенную проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, состояла из гусеничного движителя, частично заимствованного у танка КВ-1С (гусеницы и поддерживающие катки) и системы подрессоривания. В состав гусеничного движителя входили две гусеницы, два ведущих колеса кормового расположения, двенадцать опорных и шесть поддерживающих катков и два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц. Каждая гусеница состояла из 86 штампованных траков, соединенных между собой пальцами, которые вставлялись в проушины траков.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:16 | Сообщение # 23
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Для уменьшения массы и улучшения технологичности производства каждая гусеничная лента собиралась из 43 траков с гребнем и 43 разъемных (составных) траков без гребня. На соприкасающейся с грунтом поверхности траков имелись ребра жесткости и грунтозацепы. Гребневые и безгребневые траки чередовались между собой и соединялись шарнирно с помощью пальцев, стопорение которых осуществлялось в осевом направлении пружинным кольцом. Ширина трака гусеницы составляла 650 мм.
Ведущее колесо кормового расположения имело два съемных зубчатых венца по 14 зубьев. В ступице ведущего колеса были запрессованы два шарикоподшипника, между которыми устанавливалась распорная втулка. Внутренние кольца шарикоподшипников насаживались на полую ось кронштейна бортового редуктора, привернутого болтами к корпусу танка. От продольного смещения ведущее колесо удерживалось круглой гайкой, навернутой на конец оси кронштейнаи и застопоренной отгибной шайбой и винтами. Крутящий момент передавался на ведущее колесо от водила бортового редуктора через зубчатую муфту, крепившуюся болтами к корпусу ведущего колеса.
Направляющие колеса были взаимозаменяемыми с опорными катками и представляли собой стальную отливку с ребрами жесткости и в отличие от катков тяжелого танка КВ-1 первых выпусков не имели внутренней амортизации. В ступицу катка впрессовывались до упора наружные кольца конических роликоподшипников, внутренние кольца которых в свою очередь напрессовывались на ось катка. Каток диаметром 550 мм удерживался на оси пробкой, ввернутой в торец оси катка и застопоренной болтами. Этой же пробкой регулировалась затяжка конических роликоподшипников. С внутренней стороны ступицы устанавливалось сальниковое устройство, состоящее из обоймы сальника, крышки сальника и сальниковой набивки. С наружной стороны ступица катка прикрывалась броневым колпаком, который крепился болтами к корпусу катка. В центре колпака имелось отверстие для смазки подшипников, закрытое пробкой.
Направляющее колесо устанавливалось на малой оси кривошипа. Большая ось кривошипа своими шейками устанавливалась в кронштейне броневого корпуса и от продольного смещения удерживалась гайкой, застопоренной отгибной шайбой. Винтовой механизм натяжения состоял из муфты, двух винтов и стопорной планки. Муфта имела правую и левую резьбу, а снаружи - шестигранник для ключа. Механизм натяжения стопорился специальной стопорной планкой, вращавшейся на болте, приваренном к бортовому листу корпуса. Внутри шестигранной муфты были нарезаны правая и левая резьбы. Муфта соединяла два винта. Первый винт надевался своей проушиной на шейку оси упора и удерживался заглушкой, привинченной тремя болтами.

Второй винт своей проушиной надевался на шейку оси ленивца и удерживался заглушкой. Муфта от произвольного проворачивания во время движения стопорилась с помощью стопорной планки.
Стальной литой поддерживающий каток диаметром 385 мм устанавливался на оси кронштейна на двух шарикоподшипниках, между внутренними обоймами которых находилась распорная втулка. От осевого смещения каток удерживался стопорной гайкой. Снаружи ступица катка закрывалась броневым колпаком, в центре которого находилось отверстие для смазки, закрытое пробкой. Стальной полый кронштейн поддерживающего катка крепился к корпусу танка болтами.
Подвеска танка - независимая, торсионная, состояла из двенадцати балансиров и двенадцати торсионов. Труба балансира вращалась в двух чугунных втулках, запрессованных в кронштейн торсиона, приваривавшегося к корпусу танка. От продольного смещения балансир удерживался фланцем, который крепился к кронштейну болтами. Во внутренние шлицы трубы балансира входила головка торсионного вала. С наружной стороны торсион закрывался крышкой, которая удерживалась пружинным кольцом. Торсионные валы поперечного расположения размещались у днища машины.
Торсионный вал изготавливался из легированной стали и на концах имел треугольные шлицы. Один конец вала соединялся шлицами с трубой балансира, другой - закреплялся неподвижно в кронштейне торсиона противоположного борта. Для демонтажа и монтажа торсионного вала на его торцах имелись резьбовые отверстия.
Для ограничения подъема балансира вверх при движении танка по неровностям к бортам корпуса были приварены упоры балансира, состоявшие из корпуса, подушки, резиновых колец, направляющих дисков и болта с гайкой.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение электрической бортовой сети оставляло 24 В. В качестве источников электрической энергии использовались две аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 и генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф. Потребителями электрической энергии являлись: электромотор СА-189 электроинерционного стартера с электромагнитным включателем ВМ-117, электромагнит храповика стартера РА-176, приборы внутреннего и внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов, мотор поворота башни МБ-20К с контроллером, мотор-вентилятор МВ-12, электросигнал ГФ-4702 для внешней и внутренней сигнализации, бобины питания электросвечей КП-4716 для облегчения пуска двигателя зимой. К вспомогательной аппаратуре относились: вращающееся контактное устройство ВКУ-27, выключатель аккумуляторных батарей ВБ-404, щиток электроприборов механика-водителя и предохранительные щитки башни и защиты аккумуляторов и электропроводка.
Для обеспечения радиосвязи в танке на левом борту башни рядом с сиденьем командира танка устанавливалась приемо-передающая, телефонно-телеграфная, симплексная радиостанция 10Р (10РК), которая обеспечивала совместную работу в сети с радиостанциями 9Р, 12РП, РБ и другими радиостанциями. Дальность связи зависела от высоты антенны, от рода работы (в режиме телефона или телеграфа) и от состояния объекта (на стоянке или в движении). При работе в режиме телефона при высоте штыря антенны 4 м максимальная дальность связи в движении составляла 20 - 25 км, на месте - 35 - 40 км. При работе в режиме телеграфа дальность действия связи была несколько большей.
На танке могла устанавливаться и радиостанция 10РК, которая имела одинаковый вид с радиостанцией ЮР, но была создана по другой принципиальной схеме. Радиостанция 10РК могла работать на штыревую антенну высотой до 4 м и на антенну с "метелкой".
Для внутренней связи между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство типа ТПУ-4-БИС-Ф. Оно обеспечивало выход командира машины или командира башни (наводчика) на внешнюю связь через радиостанцию 10Р (10РК).

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:19 | Сообщение # 24
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке


Боевое применение

В январе 1944 г. в Советской Армии началось формирование тяжелых танковых полков прорыва, оснащенных машинами «ИС». Формирование велось в Тесницком Танковом лагере (р-н г. Тула), при этом только небольшая часть танковых экипажей имела боевой опыт, приобретенный в боях на танках КВ и «Черчилль», большая же часть личного состава прибывала из танковых училищ, иногда проходя дополнительную подготовку на Кировском заводе. Уже при формировании этим полкам присваивалось наименование «гвардейских».
Минимальный срок сколачивания ОГв.ТТП составлял 10 суток, но обычно он был значительно больше, скажем, первые пять ОГв.ТТП (58, 8, 13, 1 и 29-й), укомплектованные танками ИС-85, занимались в Тульском ТВЛ на протяжении полутора месяцев. Это было вызвано двумя причинами. Прежде всего необходимо было качественно подготовить как личный состав, так и технику к предстоящим боям; а во-вторых - сформировать значительное количество полков, чтобы применить новые танки массированно во время готовящейся Проскуровско-Черновицкой операции.
Осуществить в полной мере задуманное нашему командованию не удалось, так как резко обострилась обстановка в районе Корсунь-Шевченковский. Здесь, после того как в первой декаде февраля войска 1 и 2-го Украинских фронтов на завершающем этапе операции до предела (35 на 22 км) сжали кольцо вокруг группировки генерала Штеммермана, немецкое командование группы армий «Юг» предприняло отчаянное контрнаступление на внешнем фронте окружения.

На выручку остатков блокированных войск устремились три немецкие танковые дивизии (17-я, "Адольф Гитлер», и 1-я) и 198-я пехотная дивизия, которые в своем составе имели свыше 200 танков. Основной удар противником наносился в направлении Лисянка - Журжинцы.
Путь танкам противника преградили подразделения и части 2-й гвардейской танковой армии, срочным порядком переброшенные в этот район из-под Винницы. В ее состав согласно распоряжения СВГК вошли два из пяти только что сформированных ОГв.ТТП (8 и 13-й ОГвТТП).
Вопреки ожиданиям, эффективность «ИС» оказалась не столь высокой. Так, 13 гв. тяжелотанковый полк прорыва (13 гв. ТТПП) 15 февраля прибыл в район ст. Фастов и Белая Церковь, имея 21 танк ИС-85. После марша полк получил задачу поддержать атаку 109 танковой бригады на дер. Лисянка. Для решения задачи командир полка выделил роту танков ИС (5 машин). К моменту вступления роты в бой последние танки Т-34 109 танковой бригады, атаковавшие Лисянку в лоб, были подбиты немецкими танками «Пантера», противотанковыми и штурмовыми орудиями. Подпустив без выстрелов подходившие в одиночестве пять танков ИС на расстояние 600-800 м, находящиеся в засаде немецкие танки и САУ открыли массированный огонь, в течение 10 минут выведя из строя все танки роты (две машины - сгорели). Каждая машина получила от 3 до 7 попаданий, большинство из которых были сквозными.

Вот как в своем донесении командир 13-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка полковник Гришин объяснил причины этих потерь:

«Бой под Лисянкой.
Танк № 17 (строевой номер) получил прямое попадание снарядом, выпущенным из танка T-V «Пантера» с дистанции 700 м. Передний наклонный лист не был пробит, а лишь остался срез на броне глубиной 15 мм. Вторым снарядом танка T-V приблизительно с этой же дистанции была получена пробоина в правой части подбашенной коробки. С дистанции 400 м третий снаряд после рикошета от левого нижнего среза башни пробил крышу подбашенной коробки возле левой заправочной горловины топливного бака, что повлекло за собой возникновение пожара внутри танка с последующим взрывом боеприпасов. Танк восстановлению не подлежит.
Танк № 18 получил две сквозные пробоины из танка T-V с дистанции 400 м в правый борт башни, в результате чего сдетанировал оставшийся боекомплект. Танк восстановлению не подлежит.
Танк № 13 с дистанции 700 м снарядом от T-V получил сквозную пробоину в правой передней части подбашенной коробки, были повреждены: топливный бак, подъемный механизм пушки, механизм поворота башни. Убит механик-водитель. Другой снаряд, выпущенный из «Пантеры» с этой же дистанции, произвел лишь срез на правом борту башни глубиной 40 мм. Кроме того, на левом борту огнем артиллерии были повреждены задний поддерживающий и передний опорный катки. Танк был отправлен в средний ремонт.
Танк № 19 с дистанции 700 м получил сквозную пробоину люка механика-водителя от снаряда из 75-мм пушки танка T-V. При этом погиб механик-водитель. Второй снаряд, попав в передний нижний левый срез подкрылка, срезал 30 мм брони и произвел разрушение сварного шва в стыке подбашенной коробки и вертикального броневого листа борта. Длина образовавшейся трещины достигала 600 мм. Этим же снарядом при рикошете были сбиты кронштейны переднего и заднего поддерживающих катков. Третий снаряд углубился на 40 мм в броневую защиту маски пушки. Танк был отправлен в средний ремонт.
Танк № 16 от выстрела из 75-мм пушки танка «Пантера» с дистанции 700 м получил сквозную пробоину в правой нижней носовой части корпуса. Был убит механик-водитель, и танк загорелся. Силами командира танка пожар был быстро потушен. Следующим снарядом был разрушен обод левого направляющего колеса. По неподвижному танку, продолжавшему вести бой, противник усилил огонь. Очередной снаряд, попав в правый нижний вертикальный лист борта, лишь оставил вмятину глубиной до 30 мм и вывел из строя средний поддерживающий каток. В ходе этого боя два снаряда попали в правый, а еще один - в левый борт башни. Все три снаряда оставили вмятины глубиной от 20 до 45 мм. После боя танк был отправлен в капитальный ремонт».
Впрочем, на следующий день дер. Лисянка была окружена и взята, в ней были захвачены брошенными 16 немецких «Пантер», а также два штурмовых орудия и два танка PzKpfw IV без горючего.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:19 | Сообщение # 25
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
Примечательно, что в Корсунь-Шевченковской операции из 42 участвовавших в боевых действиях танков ИС-85 (танки ИС-122 участия в этой операции не принимали) безвозвратно было потеряно лишь 3 машины (1 - в 8-м и 2 - в 13-м полках).
5 марта 1944 года 15 танков ИС поддерживали атаку 50 танковой бригады на Умань. Во время боя 5 танков было подбито огнем 88-мм зенитной батареи, 3 машины сломалось, а одна при переезде моста у д.Полковничье перевернулась и упала в болото вниз башней. Здесь же произошел на первый взгляд невероятный случай. Нижний лобовой лист одного ИС был пробит подкалиберным снарядом немецкого противотанкового ружья с коническим каналом ствола калибра 28/20 мм. В ходе боев к 1 мая 1944 года в полку не осталось ни одной боеспособной машины.
Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500-1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150-200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй - 4.
Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:31 | Сообщение # 26
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

ИС-2 образца 1944 года
Классификация тяжёлый танк прорыва
Боевая масса, т 46
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4

История
Годы производства 1943—1945
Годы эксплуатации 1944—1995
Количество выпущенных, шт. 3475
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик

Размеры
Длина корпуса, мм 6770
Длина с пушкой вперёд, мм 9830
Ширина корпуса, мм 3070
Высота, мм 2830
Клиренс, мм 420

Бронирование
Тип брони катаная высокой твёрдости, литая средней твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / −30°
Борт корпуса (верх), мм/град. 90 / 15°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 49°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / −41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 100
Маска орудия, мм/град. 100
Борт башни, мм/град. 90 / 20°
Корма башни, мм/град. 90 / 30°
Крыша башни, мм 30

Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25Т
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 28
Углы ВН, град. −3°…+20°
Углы ГН, град. 360°
Прицелы ТШ-17
Пулемёты 3 × 7,62-мм ДТ, 1 × 12,7-мм ДШК

Подвижность
Тип двигателя V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель В‑2ИС
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10—15
Запас хода по шоссе, км 240
Запас хода по пересечённой местности, км 160
Удельная мощность, л. с./т 11,3
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 1
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

ИС-2 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись в ходе штурмов городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах.

История создания

ИС-2 разработан на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) в конце 1943 года, когда стало ясно, что предыдущая модель тяжёлого танка ИС-1 (ИС-85) обладает недостаточным для тяжёлого танка вооружением. Опыт боевого использования 85-мм пушки Д-5 на самоходно-артиллерийской установке СУ-85 и опытные стрельбы по трофейным тяжёлым немецким танкам показали, что орудие Д-5 не позволяет достичь решительного превосходства над вооружением немецких танков, более того, по своей бронепробиваемости оно уступает немецким 88-мм танковым пушкам и 75-мм пушке KwK 42 L70, установленной на танке «Пантера». Также следует отметить, что 85-мм пушка Д-5Т на дистанции 500—1000 м калиберным бронебойным снарядом могла пробить лоб немецкого тяжёлого танка «Тигр I» только при попадании, близком к нормальному; верхняя лобовая деталь «Пантеры» не пробивалась вовсе. Это ставило новый советский тяжёлый танк в невыгодное положение на фоне постоянно увеличивающейся численности «Пантер» на Восточном фронте.

Поскольку основным использованием тяжёлых танков был прорыв сильноукреплённых полос обороны противника, насыщенных долговременными и полевыми фортификационными сооружениями, то осколочно-фугасное действие снарядов играло столь же (если не более) важную роль, как и бронебойное. 85-мм снаряды, заимствованные от зенитного орудия 52-К, вообще не имели фугасного варианта (они были осколочными); хотя при установке некоторых типов взрывателей их можно было использовать в качестве фугасных, но их действие было немногим лучше, чем у 76-мм боеприпасов. Этот факт также был проверен самоходной артиллерией — для борьбы с ДОТами и сильными ДЗОТами советские командиры предпочитали СУ-122, а не СУ-85. Однако башня и конструкция монтировки орудия у танка ИС имели значительный резерв по установке более мощных артсистем.

Вооружение

В сентябре 1943 года известный советский артиллерийский конструктор Фёдор Фёдорович Петров направил письмо главному конструктору ЧКЗ и опытного завода № 100 Жозефу Яковлевичу Котину о возможности установки в танки ИС артсистем калибра 107, 122 и даже 152 мм. Ж. Я. Котин выбрал для усиления вооружения танка ИС 121,92-мм пушку А-19. После согласования технических подробностей он получил согласие лично от И. В. Сталина на установку А-19 в танк ИС. В конструкторском бюро завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова А-19 была доработана для установки в танк — её оснастили дульным тормозом для смягчения значительной отдачи, более компактными противооткатными устройствами, улучшили расположение органов управления для удобства наводчика в стеснённом боевом отделении танка. Этот доработанный вариант А-19 получил название Д-25Т, и его массовое производство было запущено на заводе № 9 немедленно. Поначалу в его освоении были трудности, поэтому прорабатывался вопрос об установке в ИС непосредственно пушки А-19. Однако их удалось преодолеть, и в дальнейшем установка А-19 в танк не требовалась.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:36 | Сообщение # 27
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Испытания

На опытном заводе № 100 прототип пушки Д-25 был установлен на бывший «Объект 237» — опытный вариант ИС-1. Эта экспериментальная машина получила обозначение «Объект 240». В октябре — ноябре на Чебаркульском полигоне проходили её испытания пробегом и стрельбой. Изначально Д-25 была оснащена Т-образным дульным тормозом, который разорвался при тестовых стрельбах. В некоторых источниках утверждается, что при этом чуть не был убит маршал Ворошилов, присутствовавший на испытаниях. Впоследствии на ИС установили двухкамерный дульный тормоз немецкого типа, а затем завод № 9 разработал свою конструкцию двухкамерного дульного тормоза, которая и стала устанавливаться на серийных машинах.

После успешных испытаний «Объекта 240» поступило распоряжение о немедленном запуске его в серийное производство на ЧКЗ. В ноябре 1943 года началась сборка первых серийных машин. Новая модификация танка получила индекс ИС-2 (в годы войны с ним на равных использовалось обозначение ИС-122, первые образцы иногда также именовались в частях как КВ-122). Производство продолжалось с декабря 1943 года по июнь 1945-го, несколько машин этой марки также выпустил Ленинградский Кировский завод.

оевое крещение ИС-2 приняли в начале 1944 года, причём оно было вынужденным, оборвав плановую тщательную подготовку экипажей для новой машины. Продемонстрированные в бою высокие боевые качества сразу же привели к приказу о максимальном увеличении объёмов производства ИС-2. При этом была оборвана тестовая работа, в результате чего на фронт отправилось очень много недоведённых машин, и их выходы из строя послужили причиной большого количества рекламаций из войск. Для обеспечения качества серийных ИС-2 и их совершенствования в начале 1944 года Ж. Я. Котин и ряд его сотрудников был отстранён от конструкторской работы по новым машинам с целью ликвидации дефектов в конструкции ИС-2. Доводка машины проходила тяжело: так, в апреле 1944 года военная приёмка докладывала о том, что существенного улучшения качества выпускаемых на ЧКЗ танков ИС-2 и САУ на его базе не произошло. Однако летом 1944 года проводимая работа по улучшению качества дала первые плоды — около трети выпускаемых танков удавалось сдать приёмке с первого раза, а с ноября 1944 года качество принимаемых танков официально было признано удовлетворительным — Ж. Я. Котин был возвращён на пост главы КБ ЧКЗ и опытного завода № 100. Зимой 1944—1945 гг. рапорты из войск свидетельствовали, что ИС-2 безаварийной работой перекрывают гарантийный километраж в 1000 км. Отлаженный производственный механизм по выпуску ИС-2 привёл к тому, что машины 1945 года выпуска считались довольно надёжными и нетребовательными при эксплуатации.

Усиление защиты танка

Параллельно с работами по увеличению надёжности велись изыскания по усилению бронезащиты ИС-2. Первый вариант, хоть и был лучшим по бронезащите среди всех советских танков, сравнительно легко поражался 88-мм танковыми и противотанковыми пушками вермахта. 75-мм длинноствольные орудия также представляли для него существенную угрозу. Проанализировав поражения, конструкторы ЧКЗ пришли к выводу, что усиление бронезащиты башни уже невозможно без кардинальной переделки всей конструкции, что было невозможно в жёстких условиях серийного производства. Установка 121,92-мм пушки утяжелила башню и нарушила её балансировку — центр масс не лежал на оси вращения башни (башня была сконструирована и уравновешена под 85-мм орудие Д-5). Дополнительное бронирование, помимо общего утяжеления машины, привело бы к невозможности ручного поворота башни при сколь-нибудь значительном крене машины и требовало гораздо более мощного электромотора для привода поворота. Поэтому башня была оставлена без изменений. Защиту бронекорпуса удалось очень сильно улучшить, заменив «ступенчатую» верхнюю лобовую деталь на её спрямлённую конфигурацию. Бывали случаи, когда верхняя лобовая деталь не пробивалась в упор даже из мощнейшей 88-мм противотанковой пушки Pak 43. Однако нижняя лобовая деталь как была, так и осталась в прежнем уязвимом качестве. Толщина лобовой брони достигала 120 мм, бортовой — 90 мм, но лобовая бронедеталь у части танков была литой, а не катаной (последняя при равной толщине обеспечивает лучшую защиту от пробития).

Дальнейшие работы

Дальнейшие работы по усилению защищённости тяжёлых танков велись параллельно двумя коллективами — инженерами ЧКЗ и опытного завода № 100. Интересно, что руководителем обоих КБ был Ж. Я. Котин. Каждый из коллективов продвигал свои проекты, но в серию в 1945 году под индексом ИС-3 пошёл объединённый вариант «Объект 703», который, по сути, был ИС-2 с кардинально переработанной бронезащитой с учётом опыта Великой Отечественной войны.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:38 | Сообщение # 28
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Описание конструкции

Компоновка

ИС-2 по своей сути являлся дальнейшим усовершенствованием танка ИС-1, который, в свою очередь, был глубокой модернизацией предыдущей модели тяжёлого танка КВ-1. По сравнению с ИС-1 более чем значительно было усилено вооружение, а на модификациях обр. 1944 г. со спрямлённым лобовым бронированием также была повышена защищённость от огня противника в фронтальном секторе. Как и все другие советские серийные тяжёлые и
средние танки того времени, ИС-2 имел классическую компоновку. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления,

боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель размещался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальное бронирование при относительно умеренной массе и габаритах всего танка привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Положительной стороной стала экономичность и сравнительно небольшая материалоёмкость ИС-2 в целом — при той же массе в 46 т советский танк был гораздо сильнее защищён, чем «Пантера», превосходил по этому параметру 55-тонный «Тигр I» и несколько (но не сильно) уступал 68-тонному «Тигру II». Минусы были логичным продолжением такого подхода — плотная компоновка вынудила разместить часть топливных баков в боевом отделении и не оставила места для люка механика-водителя. В результате при поражении ИС-2 существовал значительный шанс воспламенения дизельного топлива и попадания его на танкистов. У немецких танков бензобаки располагались вне обитаемых мест машины (хотя в них тоже был ряд агрегатов с пожароопасными жидкостями); кроме того, тушение бензина несколько легче, чем дизельного топлива. Отсутствие люка механика-водителя не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящую машину (требовалось выбираться через башню после других членов экипажа) и погибал от пламени или удушья. К не столь значительным недостаткам можно отнести обусловленное компоновкой нахождение башни в носовой части корпуса. Вместе с длинной пушкой это затрудняло преодоление таких препятствий, как рвы и контрэскарпы. Некоторые из них можно было форсировать только развернув башню пушкой назад, то есть в условиях боя с наличием таких препятствий ИС-2 терял огневую мощь. У всех немецких тяжёлых танков башня располагалась в центре бронекорпуса, и длинный вылет стволов пушек не столь сильно затруднял преодоление препятствий.

Броневой корпус и башня

дифференцированную противоснарядную броневую защиту.

Броневой корпус танка (кроме лобовой детали у части машин) сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Конструкция лобовой детали варьировалась от модификации машины:

* ИС-2 обр. 1943 г. имели литую лобовую деталь обтекаемой «ступенчатой» формы, в различных частях её толщина варьировалась от 60 до 120 мм.
* ИС-2 обр. 1944 г. для повышения снарядостойкости лобовой брони оснащался усовершенствованной «спрямлённой» конструкцией этой детали. Вместо обтекаемой ступенчатой оконечности сложной геометрической формы лоб ИС-2 обр. 1944 г. формировался двумя плоскими бронеплитами, верхняя из которых имела форму суживающейся к верху танка трапеции и наклон к нормали 60°. Часть выпущенных ИС-2 обр. 1944 года оснащались литой лобовой деталью, толщина брони которой достигала 120 мм; начиная со второй половины 1944 года по мере наличия катаной брони высокой твёрдости лобовую часть стали делать сварной из 90-мм бронеплит.

С остальными деталями лобовая часть соединялась сваркой. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 90 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов моторно-трансмиссионной группы крыша моторно-трансмиссионного отделения была сделана съёмной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:40 | Сообщение # 29
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка. По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не позволила разместить в нём пятого члена экипажа — стрелка-радиста. Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт располагался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вовсе отказались. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

К броневому корпусу приваривался ряд деталей — ограничители хода балансиров и кронштейны торсионной подвески, бонки для поддерживающих катков и грязеочистителей, стопор для монтажа натяжного механизма гусеницы.

Защищённость

В качестве оценки защищённости ИС-2 можно привести несколько эмоциональное суждение из монографии «Танки ИС», что танк ИС-2 был единственным крупносерийным танком антигитлеровской коалиции, чьё бронирование предоставляло некоторую защиту от знаменитых 88-мм пушек и длинноствольных 75-мм орудий, тогда как все остальные (за исключением поздних модификаций британских «Черчиллей») «предоставляли своему экипажу не больше защиты, чем картонная коробка».

С точки зрения броневой защиты, 53 % от общей массы ИС-2 приходилось на бронирование корпуса и башни, тогда как у PzKpfw VI Ausf H «Тигр I» этот показатель был 46,3 %, а у PzKpfw V «Пантера» — 38,5 %. Из немецких танков лучший показатель (54,7 wacko имел только PzKpfw VI Ausf B «Тигр II», но это было достигнуто ценой значительного увеличения массы всей машины в целом со всеми вытекающими последствиями. Лобовое бронирование ИС-2 неплохо противостояло немецким снарядам: верхняя деталь «ступенчатого носа» пробивалась калиберными бронебойными снарядами 88-мм пушки KwK 36 с 1000—1200 м, 75-мм пушки KwK 42 — c 800—900 м, 75-мм пушки Pak 40 — с 400 м.

Но для 1944 года это уже считалось явно недостаточным, поэтому в результате интенсивной работы защиту лба корпуса ИС-2 удалось сильно улучшить. «Спрямлённую» верхнюю лобовую деталь 75-мм бронебойные и подкалиберные снаряды не пробивали в упор; 88-мм бронебойные для литого носа толщиной 120 мм — не пробивали в упор, для катаного толщиной 90 мм — пробивали с 450 м. Однако при этом следует учитывать, что для достижения такого результата литой нос должен быть хорошего качества, без рыхлостей и пустот, что бывало далеко не всегда. Нижняя часть лобовой детали пробивалась 75-мм снарядом с дистанции 785 м, маска пушки толщиной 100 мм также пробивалась немецкими 88-мм снарядами пушки KwK 36 с расстояния порядка 1000 м.

В 1945 году на полигоне в Кубинке были проведены специальные испытания обстрелом ИС-2 со спрямлённой верхней лобовой деталью из трофейной немецкой САУ Nashorn, вооружённой мощной 88-мм пушкой StuK 43 с длиной ствола 71 калибр. Как и в случае 88-мм пушки KwK 36, верхняя лобовая деталь ИС-2 калиберным бронебойным снарядом ни разу не была пробита, но, как и следовало ожидать, дальность действительного поражения менее защищённых мест танка ощутимо возросла по сравнению с KwK 36.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 15:41 | Сообщение # 30
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Вооружение

Основным вооружением ИС-2 являлась пушка Д-25Т калибра 121,92 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Однако в целом башня с орудием Д-25Т уравновешенной не являлась: её центр масс не располагался на геометрической оси вращения, что затрудняло её поворот при крене машины. Это негативное обстоятельство было следствием того факта, что башня проектировалась и была уравновешена для 85-мм пушки Д-5Т, которая была первоначальным вариантом вооружения танков ИС. Установка орудия Д-25Т с гораздо более длинным и массивным стволом нарушила расчётное распределение масс вокруг оси вращения башни. Пушка Д-25Т имела вертикальные углы наводки от −3° до +20°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 28 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды и метательные заряды к ним укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 122-мм орудия А-19 — родоначальника пушки Д-25Т, боекомплект ИС-2 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:
* Остроголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества (тротил) — 156 г).
* Тупоголовый бронебойный снаряд с баллистическим наконечником БР-471Б массой 25 кг (масса взрывчатого вещества (тротил) — ? г); разработан в 1944 году, но в войсках в массовых количествах появился в самой завершающей фазе войны — весна 1945 года.
* Осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 3 кг).

Все виды снарядов выстреливались на полном заряде Ж-471, который сообщал им начальную скорость в 792—800 м/с.
На танке ИС-2 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2520 патронов в дисках. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Начиная с января 1945 года на ИС-2 стали устанавливать крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т. Боекомплект к ДШК составлял 250 патронов в лентах в коробке, крепящейся к пулемёту. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Огневая мощь

122-мм танковая пушка Д-25Т являлась самым мощным серийным танковым орудием Второй мировой войны — её дульная энергия составляла 820 т.м., тогда как у 88-мм пушки KwK 43 немецкого тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf B «Тигр II» она равнялась 520 т.м. Пушки KwK 36 и KwK 42 тяжёлых танков PzKpfw VI Ausf H «Тигр I» и PzKpfw V «Пантера» имели соответственно энергию 368 т.м. и 205 т.м. Вместе с тем следует отметить, что качество изготовления бронебойных снарядов у немцев было существенно лучше, а их ассортимент включал подкалиберный и кумулятивный варианты, тогда как до 1945 года для Д-25Т выпускался единственный бронебойный калиберный остроголовый снаряд БР-471.

 
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Тяжелая техника
  • Страница 3 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:


Copyright Lexa. 2019
Конструктор сайтов - uCoz
счетчик посещений