Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Тяжелые танки - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: AlphaDiversant, Alpha  
Форум » История Нацистской Германии » Немецкая техника. » Тяжелые танки
Тяжелые танки
AlphaDiversantДата: Суббота, 24.05.2008, 22:23 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
Тяжелые танки
 
AlphaDiversantДата: Суббота, 24.05.2008, 22:24 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Тигр II (PzKpfw VI Ausf.B Tiger II) или Королевский тигр (King tiger) — немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй Мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 танков.

Один из мощнейших танков Второй Мировой войны и последний тяжелый танк фашистской Германии[1]. Благодаря очень мощной 88-мм пушке, был способен эффективно бороться с любыми танками Антигитлеровской Коалиции. Толстые листы брони, расположенные под большими углами наклона, обеспечивали надежную защиту танка от большинства противотанковых средств того времени. Вместе с тем высокий вес и недостаточная мощность двигателя обуславливали невысокие ходовые качества и общую низкую надежность "Тигра II".


Pz Kpfw VI Ausf.B, Königstiger (ранний)
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 69,8
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
История
Год(ы) производства 1944—1945
Год(ы) эксплуатации 1944—1945
Количество выпущенных, шт 489
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 7380
Длина с пушкой вперёд, мм 10286
Ширина корпуса, мм 3755
Высота, мм 3090
Клиренс, мм 495
Бронирование
Тип брони стальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 150 / 50°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 120 / 50°
Борт корпуса (верх), мм/град. 80 / 25°
Борт корпуса (низ), мм/град. 80 / 0°
Корма корпуса, мм/град. 80 / 30°
Днище, мм 25—40
Крыша корпуса, мм 40
Лоб башни, мм/град. 180 / 10°
Маска орудия, мм/град. 65…100
Борт башни, мм/град. 80 / 20°
Корма башни, мм/град. 80 / 18°
Крыша башни, мм 40 / 80—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 88-мм KwK 43
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 71
Боекомплект пушки 77
Углы ВН, град. —8…+15
Прицелы телескопический TZF 9d/1
Пулемёт(ы) 2—3 × 7,92-мм MG-34
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 700
то же, кВт. 515
Скорость по шоссе, км/ч 38
Скорость по пересеченной местности, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 170
Запас хода по пересеченной местности, км 120
Удельная мощность, л.с./т 10,3
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 818
Удельное давление на грунт, кг/см2 1,02
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,6

Другие названия танка
по специальной немецкой классификации (см. «Классификация германской бронетехники периода Второй Мировой войны») — Sd Kfz 182;
по армейской классификации — Pz.Kpfw VI Ausf. B (Pz Kpfw VI Ausf. B, Pz. VI Ausf. B, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, PzKpfw VI Ausf. B )
Tiger II
Königstiger (нем. королевский тигр)
King Tiger и Royal Tiger — английские названия
Тигр-Б — в советских документах 1940-х

Прикрепления: 6572455.jpg(279.7 Kb)


Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Вторник, 12.08.2008, 11:40
 
AlphaDiversantДата: Суббота, 24.05.2008, 22:25 | Сообщение # 3
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

История разработки

После встречи войск Вермахта с советскими танками КВ-1 и Т-34 в Германии резко активизировались работы по созданию тяжелого танка, результатом которых стало появление на полях сражений танка Тигр, сильнейшего на тот момент в мире. Однако действия разведки и допросы пленных советских офицеров, в том числе весьма высокого ранга, позволили немецкому командованию составить вполне реальное представлене о возможностях военно-промышленного комплекса СССР. Было ясно, что очень вероятно скорое появление в распоряжении Красной Армии новых танков с характеристиками, далеко превосходящими сегодняшние, причем в очень больших количествах.

Кроме того, у Управления вооружений Вермахта и лично фюрера имелось стойкое желание иметь танк, вооруженный очень удачной и могущественной 88-мм пушкой KwK 43/L.

И, наконец, к середине 1942 года в ставке Гитлера уже сложилось понимание того, что война с СССР постепенно входит в затяжную стадию, и скоро на передний план выйдут не наступательные действия, а удержание ранее занятых рубежей.

Эти факторы вилились в концепцию танка-истребителя, который должен был быть максимально защищен и вооружен максимально мощным орудием. При этом подвижностью машины можно было пренебречь — предполагалось, что танк будет действовать из засад и обстреливать противника с больших расстояний, что позволяла великолепная прицельная оптика.

Фирма "Нибелунген—верке" под руководством Феридинанда Порше разработал свой прототип VK4502(P) в начале 1943 г. В середине 1943 г. альтернативный проект VK4502(H) разработала и фирма Хеншель (под руководством доктора Эрвина Адерса). На фирме Крупп по эскизам Порше и Адерса были созданы два типа орудийных башен для каждой из моделей. По итогам испытаний прототип Порше был отклонен из-за сложной электрической трансмиссии, требовавшей большое количество дефицитной меди. Для серийного производства был утвержден проект Хеншеля с небольшими доработками, получивший индекс VK4503.

Однако к этому моменту для модели Порше уже было изготовлено 50 башен, и, хотя этот тип башни также был в итоге отклонен, уже изготовленные башни были использованы для вооружения первых 50 танков с корпусами Хеншеля. В дальнейшем танки оснащались башней, также сконструированной фирмой Хеншель.

Модификации

Существовал в единственной модификации — Pz VIB. 3 опытных экземпляра V1-V3 и 47 первых серийных танков (номера ходовых частей 2800001-250047) были выпущены с башнями, изготовленными для модели VK4502(P) Порше, все последующие (280048-250489) — с башнями для VK4502(H) Хеншель. Основным отличием башни VK4502(P) была иная форма орудийной маски, которая нередко «переправляла» попавший в неё снаряд прямо в стык башни и корпуса, что приводило к немедленному уничтожению танка.

Выпуск

С фирмой Хеншель был сначала заключен контракт на производство трех опытных экземпляров, а затем в октябре 1942 года — на поставку еще 176 танков. Первый опытный экземпляр V1 сошел с конвейера в октябре 1943 года, а первые серийные танки были выпущены в январе 1944 и в июне этого года сразу попали в танковые батальоны. Производство танков постоянно задерживалось союзническими бомбардировками или нехваткой материалов, так что до окончания производства в марте 1945 года было выпущено 489 «Тигров II»— слишком мало, чтобы остановить наступление противника на всех фронтах.


Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Воскресенье, 10.08.2008, 16:51
 
AlphaDiversantДата: Суббота, 24.05.2008, 22:27 | Сообщение # 4
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Конструкция

Компонововочная схема

Корпус

Тигр II был одним из самых защищённых серийных танков Второй Мировой Войны. Бронирование: лоб — 150 мм борт — 80 мм корма — 80 мм крыша — 40 мм днище — 40 мм башня — 40-180 мм

Башня

Выпускались модификации с башнями, изготовленными для моделей Порше и Хеншель.

Вооружение

Роль основного вооружения играло 88-мм нарезное орудие KwK-43/L71, созданное на базе 88-мм зенитной пушки обр. 1938 г.

В качестве вспомогательного вооружения имелось два 7,92-мм пулемёта MG-34 (спареннный с пушкой и курсовой в лобовом листе корпуса). Также на башенном люке мог устанавливаться еще один пулемет MG-34 для защиты от самолетов противника.

Ходовая часть

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из 9 сдвоенных опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ведущее колесо — переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). Подвеска — индивидуальная торсионная.

До мая 1944 года использовались гусеницы Gg 24/800/300 с 18-зубцовым ведущим колесом, затем — Gg 26/800/300 с 9-тизубцовым. В марте 1945 года была введа следующая модель Kgs 73/800/152, вновь использовавшая 18-зубцовое ведущее колесо. В каждой гусенице имелось 96 траков шириной 818 мм.

Двигатель

Maybach HL 210 Р45 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, 650 л.с. (478 кВт) при 2600 об/мин, V=23 095 см³

Одной из причин ограничения запаса хода, помимо большого веса, танкисты считали исключительно высокий расход топлива.

Трансмиссия

Многодисковый главный фрикцион с трением в масляной ванне; безвальная коробка передач (8+4); планетарные механизмы поворота, бортовые передачи

Боевое применение

Первое применение Тигров II состоялось 13 августа 1944 г. в районе Сандомирского плацдарма. Оно оказалось неудачным: танки ждали и для них подготовили комбинированную танко-артиллерийскую засаду, в которой участвовали, среди прочего, 122-мм пушки А-19 и ИСУ-152. В ходе боя с 53-й гвардейской танковой бригадой по немецким данным было подбито 11 машин. По советским данным за трое суток непрерывных боев в период с 11 по 13 августа 1944 года в районе местечек Сташув и Шидлув войсками 6-го ГвТК было захвачено и уничтожено 24 вражеских танка, 12 из которых были новейшие тяжелые танки Тигр II. Из них — 3 Тигра II (башенные номера 102, 502, 234) были брошены экипажами и захвачены целыми. По словам советского участника этого боя, группа Т-34-85 выскочила из леса на поле, где находились танки Тигр II, которые увязли в грунте приблизительно на 20 см, потеряв подвижность. Т-34-85 быстро сблизились, смешались и стали обстреливать Тигры II, башни которых не успевали вращаться. В результате, экипажи Тигров II вынуждены были покинуть свои обездвиженные машины и убежать с поля боя, не подорвав брошенную технику. Танки 102 и 502 были доставлены в Кубинку и подвергнуты всесторонним испытаниям, последний сейчас находится в экспозиции музея в Кубинке.

Во многих источниках указывается, что в первом же бою с применением Тигра II погиб конструктор танка — Фердинанд Порше (например, об этом говорится в путеводителе по Центральному Музею Вооружённых сил в Москве). В других вариантах говорится о том, что это был сын конструктора (так, например, «Моделист-Конструктор» 1981, № 2 пишет: «Порше был настолько уверен в своем танке, что послал на фронт с первым батальоном „королевских тигров“ Ферри Порше, своего сына, работавшего вместе с ним. В первом же бою молодой Порше погиб в схватке с тридцатьчетверками…»). Однако эти легенды не имеют под собой основы. На самом деле Фердинанд Порше скончался в 1951 году, а его сын Фердинанд Антон Эрнст (Ферри), автор знаменитого «Порше 911», — в 1998. Да и главным конструктором Тигра II был вовсе не Порше, а Эрвин Андерс (который тоже благополучно пережил войну). Порше разработал лишь один из вариантов башни танка.



Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Воскресенье, 10.08.2008, 16:56
 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 10.08.2008, 17:01 | Сообщение # 5
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

PzKpfw VI «Tiger I», «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй Мировой Войны, разработанный в 1941—1942 годах фирмой «Хеншель» под руководством Э. Адерса. В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской Германии также обозначался как SdKfz 181. Впервые танки «Тигр I» пошли в бой в августе 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения на Курской Дуге, использовались Вермахтом и войсками SS вплоть до окончания Второй Мировой войны. На момент создания машина являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года. Изначально танк назывался PzKpfw VI Ausf H «Tiger», но после принятия на вооружение одноимённого нового тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf B в название добавили римскую цифру «I» для отличия от более поздней машины, которая в свою очередь именовалась как «Тигр II». Хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения, модификация танка была всего лишь одна; обозначения машин раннего и позднего выпуска PzKpfw VI Ausf H и PzKpfw VI Ausf E были введены сугубо в административно-учётных целях. В советских документах танк «Тигр» обозначался как T-6 или T-VI. Благодаря отсутствию в 1943 году у стран антигитлеровской коалиции достаточного количества средств борьбы с тяжёлыми танками, «Тигр I» оказал шокирующее влияние на войска СССР, США и Великобритании, став одной из самых известных бронированных машин Третьего Рейха.

Pz.Kpfw.VI Tiger
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 56,9
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
История
Год(ы) производства 1942—1944
Год(ы) эксплуатации 1942—1945
Количество выпущенных, шт 1355
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6316
Длина с пушкой вперёд, мм 8450
Ширина корпуса, мм 3705
Высота, мм 3000
Клиренс, мм 470
Бронирование
Тип брони хромомолибденовая катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 100 / 8°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 52 / 77°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 21° — 80 / 65°
Борт корпуса (верх), мм/град. 82 / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 62 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 82 / 8°
Корма корпуса (низ), мм/град. 82 / 48°
Днище, мм 28
Крыша корпуса, мм 28
Лоб башни, мм/град. 100 / 0°
Маска орудия, мм/град. 90 / 0°
Борт башни, мм/град. 82 / 0°
Корма башни, мм/град. 82 / 0°
Крыша башни, мм 28
Вооружение
Калибр и марка пушки 88-мм, KwK36 L/56
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 56
Боекомплект пушки 92
Углы ВН, град. —6,5…+17
Прицелы телескопический TZF 9a
Пулемёт(ы) 2—3 × 7,92-мм MG-34
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 650
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересеченной местности, км/ч 20—25
Запас хода по шоссе, км 100
Запас хода по пересеченной местности, км 60
Удельная мощность, л.с./т 11,4
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см2 1,05
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Ширина преодолеваемого рва, м 2,3
Преодолеваемый брод, м 1,2



Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Вторник, 12.08.2008, 11:40
 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 10.08.2008, 17:15 | Сообщение # 6
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались в 1938 году. К этому моменту на вооружении Вермахта вообще не было тяжёлых танков прорыва, аналогичных по назначению советским Т-35 или французским Char B1. С другой стороны, в планируемой военной доктрине (опробованной позже в Польше и во Франции) тяжёлым малоподвижным машинам практически не было места, поэтому требования военных к такого рода танку были довольно расплывчаты. Тем не менее, Эрвин Адерс, один из ведущих конструкторов фирмы «Хеншель» (Henschel) начал проработку 30-тонного «танка прорыва» (Durchbruchwagen). В течение 1939—41 гг. фирма «Хеншель» построила два опытных образца, известных под обозначениями DW1 и DW2. Первый из прототипов был без башни, на второй устанавливалась башня от серийного PzKpfw IV. Толщина броневой защиты прототипов не превышала 50 мм.

После нападения Третьего Рейха на Советский Союз немецким военным стала очевидной необходимость качественного усиления танкового парка Вермахта. Немецкий средний танк PzKpfw IV Ausf Е-F cильно уступал по основным характеристикам советскому среднему танку (в немецкой классификации тех лет Mittlererschwerer — среднетяжёлому) Т-34 обр. 1941 г. Аналога КВ-1 в Вермахте не было совсем. Хотя за счёт высокого мастерства экипажей, хорошего насыщения танковых частей артиллерией сопровождения, отличному взаимодействию с авиацией немецкие войска более чем успешно выводили из строя как Т-34, так и КВ, в значительном числе боевых эпизодов в руках грамотных советских танкистов «тридцатьчетвёрки» и КВ наглядно показали, что хорошая обзорность, отличная эргономика всё же не компенсируют полностью слабое бронирование и вооружение PzKpfw IV Ausf E-F. C преодолением хаоса и неразберихи в советском командовании эти машины стали представлять всё большую угрозу для солдат Вермахта. Кроме того, по ходу войны немецким войскам всё чаще приходилось сталкиваться с заранее подготовленной обороной противника, где необходимость тяжёлого танка прорыва уже не подвергалась сомнению. Решение возникших задач разделилось на два направления — модернизацию уже существующих образцов бронетехники (PzKpfw III и PzKpfw IV) и ускоренному созданию своего аналога советского КВ-1.

Вскоре после нападения на СССР конструкторским бюро двух известных машиностроительных фирм — «Хеншель» и «Порше» поступили тактико-технические требования на тяжёлый танк прорыва проектной массой 45 тонн. В распоряжении главы первого КБ Эрвина Адерса уже был значительный багаж наработок по DW1 и DW2, тогда как возглавлявший «конкурентов» Фердинанд Порше только пробовал себя в танкостроении. Представление опытных образцов было приурочено к 20 апреля 1942 года — дню рождения фюрера, времени на разработку и постройку прототипов было немного. Эрвин Адерс и сотрудники его КБ пошли по традиционному пути немецкой танкостроительной школы, выбрав для нового тяжёлого танка ту же компоновочную схему, что и у PzKpfw IV и применив на танке новое изобретение конструктора Г. Книпкампа — «шахматное» расположение опорных катков в четыре ряда. До того оно применялось только на тягачах и бронетранспортёрах фирмы «Ганомаг», использование его для танка было новшеством в мировом танкостроении. Таким образом была успешно решена задача повышения плавности хода, а следовательно и повышения точности стрельбы на ходу. Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в т. ч. спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия. Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди. На последней удачной конструкцией оказалась башня, которую без особых изменений позаимствовали «конкуренты».

По результатам показа прототипов фюреру и последующих тестов на Куммерсдорфском полигоне военным руководством Третьего Рейха был выбран прототип фирмы «Хеншель», несмотря на личное покровительство фюрером Ф. Порше. Под наименованием PzKpfw VI Ausf H «Тигр» он был запущен в серийное производство. Общее количество выпущенных машин — 1355 единиц.



Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Воскресенье, 10.08.2008, 17:21
 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 10.08.2008, 17:17 | Сообщение # 7
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Тактическая роль

По мнению ряда западных историков, основной задачей танка Тигр была борьба с танками противника, и его конструкция соответствовала решению именно этой задачи:

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела, в основном, наступательную направленность, то позднее, когда стратегическая ситуация поменялась на противоположную, танкам стала отводится роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.
Таким образом, танк Тигр задумывался прежде всего, как средство борьбы с танками противника, будь-то в обороне или наступлении. Учет этого факта необходим для понимания особеностей конструкции и тактики применения Тигров.

Штатная организация

Основной тактической единицей танковых войск вермахта был танковый батальон. Батальоны вооруженные "Тиграми" состояли вначале из двух, а затем из трех рот. Батальон 3-х ротного состава имел по штату 45 танков. Как правило 2 или 3 батальона образовывали танковый полк, обычно придававшийся корпусному командованию для усиления.

Батальон "Тигров" также входил в состав мото-дивизии Вермахта "Великая Германия" и дивизий СС "Рейх", "Адольф Гитлер" и "Мертвая Голова".

Варианты

Танк имел два варианта:
основной боевой танк
командирский танк

САУ на базе «Тигра I»
Основная статья: Штурмтигр
Tiger-Mörser, 38 cm RW61 auf Sturm(panzer)mörser Tiger, «Штурмтигр» — тяжёлая САУ, вооружённая размещённым в неподвижной бронированной рубке переделанным 380-мм реактивным корабельным противолодочным бомбомётом, не принятым на вооружение Кригсмарине. «Штурмтигры» переделывались из повреждённых в боях линейных «Тигров», всего переоборудовано 18 машин.

Боевое применение

Первый бой

Рано утром 23 августа 1942-го года первые четыре серийных «тигра» были погружены на железнодорожные платформы и отправлены на фронт. Испытать новейшие танки немцы хотели в штурме Ленинграда. Пока «тигры» перевозились по железной дороге, ранним утром 27 августа началось Синявинская операция советских войск под Ленинградом. 29 августа «тигры» выгрузились из эшелона на станции Мга. Только что выгрузившиеся танки хотели бросить против успешного советского наступления. Но уже во время выдвижения на исходные позиции начались поломки. У двух танков вышла из строя коробка передач, и третьего — перегрелся и загорелся двигатель. Эти агрегаты, и так перегруженные большой массой танка, испытывали дополнительную нагрузку из-за движения по мокрой земле. В кратчайшие сроки в ремонтных мастерских с использованием присланных самолётом с завода-изготовителя деталей танки были отремонтированы и вновь вошли в строй.

22 сентября всё тот же укомплектованный Тиграми взвод вместе с танками PzKpfw III принял участие в наступлении 170-й пехотной дивизии на части 2-й советской ударной армии, в той же самой болотистой местности под Ленинградом. В результате этого сражения у одного танка в результате попадания снаряда заглох двигатель, а три других сумели дойти до передовой противника, получив серьёзные повреждения и остановились там из-за бездорожья и технических проблем. Из четырёх танков три были эвакуированы, а один был захвачен советскими войсками.


Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Воскресенье, 10.08.2008, 18:02
 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 10.08.2008, 17:33 | Сообщение # 8
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Восточный фронт, первая половина 1943 года

Следующий бой «Тигров» был более удачным: 12 января 1943 года 4 Тигра, пришедшие на подмогу 96-й пехотной дивизии вермахта, подбили 12 советских Т-34. Тем не менее, в ходе боев по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 советские войска захватили как минимум один поврежденный Тигр.

В декабре 1942 года несколько десятков этих танков получил в своё распоряжение Манштейн, пытавшийся деблокировать окружённую под Сталинградом 6-ю армию Паулюса. Подтвержденных данных о том, что Тигры использовались под Сталинградом нет.

Полноценный дебют танков «Тигр» состоялся во время боев под Харьковом в феврале 1943 года. В частности, танко-гренадёрская дивизия СС «Великая Германия» имела к началу боёв 9 танков Тигр. Они составили 13-ю роту танкового полка.[2]

Курская битва
В немецких войсках, принимавших участие в операции «Цитадель», находилось 134 танка «Тигр» (еще 14 — командирские танки вооруженные пулеметами). «Тигры» использовались для прорыва советской обороны, часто возглавляя группы других танков. Мощное вооружение и бронирование PzKpfW VI позволяло им эффективно поражать любой образец бронетехники противника, что вместе с часто имевшей место неумелостью советских командиров вело к весьма крупным счетам немецких экипажей, воевавших на «Тиграх» на Курской Дуге.

Безвозвратные потери «Тигров» на Курской дуге оцениваются количеством не менее, чем 10. Количество выведенных из строя (и впоследствии отремонтированных немцами) можно оценить как по крайней мере в несколько раз большее. Главные потери — от противотанковой артиллерии и мин.

Тактика

21 июля 1943 командир 3-го танкового корпуса Герман Брайт, издал следующую инструкцию по боевому применению танка «Тигр-I»[3]:

…С учетом прочности брони и силы оружия, «Тигр» должен применяться в основном против танков и противотанковых средств противника, и лишь во вторую очередь, — как исключение, — против пехотных частей. Как показал опыт боев, оружие «Тигра» позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2,000 тыс. метров и более, что особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет «Тигру» идти на сближение с противником без риска серьезных повреждений от попаданий. Тем не менее, следует пытаться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1,000 метров.

Основной формой организации "Тигров" был отдельный тяжёлый танковый батальон. По штату 1945 года батальон состоял из трёх рот по 14 танков в каждой. Ещё три танка было в штабе батальона. Всего батальон имел 45 "Тигров". В батальоне также были пять ремонтно-эвакуационных танков "Бергепантера", 34 тягача, 171 автомобиль и 11 зенитных танков. Батальон придавался целиком или поротно как средство усиления пехотному, танковому или танко-гренадерскому соединению.

Основной проблемой "Тигров" был быстрый выход из строя во время марша. Этот недостаток был особенно чувствительным во время оборонительных боёв, когда часто направление удара противника не было угадано, и приходилось форсированным маршем перемещаться к месту прорыва для его парирования. Это усугублялось дефицитом топлива, которого "Тиграм" нужно было много. В результате этого немало танков было просто брошено вдоль дорог из-за поломок или пустых баков.

Однако, когда бои переместились на территорию Германии, дистанции маршей сократились. Поэтому "Тигры" проходили требуемое расстояние.


Оценка проекта

Тяжёлый танк PzKpfw VI Ausf H «Тигр I» без сомнений являлся одной из самых удачных конструкций, принятых на вооружение Вермахта. Вплоть до конца 1943 года он являлся по совокупности своих боевых свойств сильнейшим танком мира, оказав, таким образом, решающее влияние на дальнейшую эволюцию как класса тяжёлых танков, так и противотанковых средств. К достоинствам машины следует отнести мощные вооружение и бронирование, продуманную эргономику, качественные приборы наблюдения и связи. После устранения «детских болезней» к лету 1943 года надёжность «Тигра I» нареканий в целом не вызывала, танк пользовался популярностью в Вермахте и имел хорошую репутацию у своих экипажей. Это было в значительной мере следствием существенных наработок конструкторов фирмы «Хеншель» по опытным машинам, которые не пошли в серию. С технической точки зрения танк являлся типичным представителем немецкой школы танкостроения с рядом оригинальных решений, применённых в его конструкции (например, нестандартное отношение длины и ширины бронекорпуса). С другой стороны (и как обратная сторона его достоинств), «Тигр I» обладал и недостатками, к которым относились высокая сложность и стоимость производства, низкая ремонтопригодность машины.

Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Воскресенье, 10.08.2008, 18:02
 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 10.08.2008, 17:35 | Сообщение # 9
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Вооружение

Основное оружие «Тигра I» — 88-мм пушка KwK36 L/56 вплоть до появления на поле боя советских КВ-85 и ИС-1 не имела сколько-нибудь существенных проблем в поражении любого бронеобъекта стран антигитлеровской коалиции на любых дистанциях боя и ракурсах, и только появление ИС-2 и поздних модифицированных «Черчиллей» сделало эти проблемы действительно серьезными. 75-мм броня советских танков КВ-1 при определённых условиях могла выстоять против 88-мм снаряда, но, учитывая слабость вооружения КВ-1 против брони «Тигра I», это в ситуации открытого боя на дальней дистанции в целом не давало первому сколь-нибудь заметного шанса на выживание — «Тигр I» совершенно спокойно мог поразить КВ вторым, а если надо — то и последующими попаданиями. Танков КВ-85, способных лучше противостоять «Тигру I», выпускавшихся осенью 1943 года, было выпущенно не слишком много. И лишь танки серии ИС (ИС-1 и ИС-2) имели бронирование, позволяющее выдержать обстрел из KwK36 с лобовых ракурсов и средних дистанций. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) танка ИС-2 с улучшенной бронезащитой корпуса обр. 1944 г. не пробивалась из 88 мм пушки «Тигра I» даже при стрельбе в упор (данные для бронебойных калиберных снарядов).

Также следует отметить, что 88-мм пушка KwK36 обеспечивала лучшее поражение ИС-2, нежели чем 75-мм длинноствольная пушка «Пантеры» KwK42, несмотря на бо́льшую заявленную бронепробиваемость последней. Из английских танков, противостоять огню KwK36 на лобовых углах мог только тяжёлый танк «Черчилль» поздних модификаций (хотя его вооружение также было недостаточным для эффективного поражения «Тигра I»); в армии США ими были малочисленные M4A3E2 «Шерман Джамбо» и М26 «Першинг». Таким образом вооружение «Тигра I» позволяло ему доминировать на поле боя в 1943 году и раннем периоде 1944 года, а после появления ИС-2 было на практике далеко не плохим по эффективности и против него.

Однако при этом следует учитывать то обстоятельство, что противником тяжёлого танка чаще выступали противотанковая артиллерия, пехота и различные укрепления, нежели тяжёлые танки противника, поэтому прямое сравнение данных машин часто мало что говорит об их эффективности в плане решения основной задачи.



Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Воскресенье, 10.08.2008, 19:01
 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 10.08.2008, 17:36 | Сообщение # 10
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Бронирование

В соответствии с назначением в качестве тяжёлого танка прорыва «Тигр I» имел мощное бронирование со всех сторон. Именно оно и создало ему ауру непобедимости в 1943 году. Советские 45-мм, английские 40-мм и американские 37-мм бронебойные снаряды не пробивали его даже на предельно близкой дистанции боя, вызвав тем самым шок среди солдат и командиров стран антигитлеровской коалиции. Немногим лучше было положение дел с 76-мм танковой и дивизионной артиллерией СССР — 76-мм бронебойные снаряды могли пробить только бортовую броню «Тигра I» с дистанций, не превышающих 300 м, да и то с очень большим трудом (вероятность пробития не больше 30%), что впрочем находилось вполне в согласии с заявленной бронепробиваемостью 75 мм на 500 м по нормали. Поэтому именно бронирование «Тигра I» обеспечивало последнему тотальное доминирование на поле боя в 1943 году. С другой стороны, «Тигр I» полностью непробиваемым не являлся — против них американское командование задействовало 90-мм зенитные пушки М2 и расчёты ручных противотанковых гранатомётов «Базука», а советское — 85-мм зенитные пушки 52-К и артиллерию РВГК в лице 122-мм пушек А-19 и 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20. Однако надо отметить, что все эти средства (кроме американских бронебойщиков с «Базуками») были маломобильными, дорогостоящими, трудновосполняемыми и высоко уязвимыми для «Тигра I». Как правило, они находились в подчинении высоких ступеней армейской иерархии, а потому не могли быть оперативно выделены на угрожаемый участок фронта. Впрочем, всё это не отменяло уязвимости ходовой части по отношению практически ко всем противотанковым средствам, не говоря уже об уязвимости по отношению к минам итд. Не отменяло и некоторых недостатков (например, большой вес, давление на грунт), до некоторой степени ограничивавших тактику применения. В 1944 начал появляться и Т-34-85, шансы которого против «Тигра I» нельзя назвать равными в среднем, но который в определенных ситуациях мог быть для него опасным, имея в добавок некоторое преимущество в подвижности. Не надо, наверное, полностью сбрасывать со счетов КВ-1, а также и САУ, если говорить о подвижных противниках, хотя преимущество, которое «Тигр I» имел на этот период над всеми ними, было весьма велико. КВ-85 и ИС-1, имевшие 85-мм пушку, представлявшие для бронирования «Тигра I» заметную опасность, во всяком случае - при определенных условиях, появились лишь осенью 1943 года.

Часто утверждается, что недостатком «Тигра I» было отсутствие рационального угла наклона бронеплит, но конструктивные и компоновочные решения машины просто не позволяли это реализовать. Кроме того, по состоянию на 1942—43 гг. это было и не нужно, бронезащита весьма хорошо работала против подавляющего большинства противотанковых средств противника, а эргономика «Тигра I» только выиграла от отсутствия наклона брони.



Сообщение отредактировал AlphaDiversant - Воскресенье, 10.08.2008, 17:54
 
Форум » История Нацистской Германии » Немецкая техника. » Тяжелые танки
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:


Copyright Lexa. 2020
Конструктор сайтов - uCoz
счетчик посещений