Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Самоходные артиллерийские установки - Страница 6 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 6 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • »
Модератор форума: AlphaDiversant, Alpha  
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Самоходные артиллерийские установки
Самоходные артиллерийские установки
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 19:20 | Сообщение # 51
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Двигатель

ИСУ-122 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался инерционным стартером с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров в боевом отделении машины. Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-122 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Самоходка также оснащалась четырьмя наружными дополнительными топливными баками, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

САУ ИСУ-122 оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:
многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.

Ходовая часть

Подвеска у ИСУ-122 индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в САУ ИСУ-122 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор П-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
электроспуск гаубицы-пушки;
средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
электрика моторной группы — электродвигатель инерционного стартера, бобины свечей зимнего пуска двигателя и т. д.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 19:21 | Сообщение # 52
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Средства наблюдения и прицелы

Все люки для входа и высадки экипажа, а также люк артиллерийской панорамы имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 3 штуки). Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите рубки слева от орудия. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня самоходка оснащалась двумя орудийными прицелами — телескопическим СТ-18 для стрельбы прямой наводкой и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций. Телескопические прицелы СТ-18 были градуированы на прицельную стрельбу на расстоянии до 1500 м. Однако дальность выстрела 122-мм пушки составляла до 14,3 км и для стрельбы на расстояние свыше 1500 м (как прямой наводкой, так и с закрытых позиций) наводчику приходилось использовать второй, панорамный прицел. Для обеспечения обзора через верхний левый круглый люк в крыше рубки панорамный прицел комплектовался специальным удлинителем. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р (или 10РК) и переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую гетеродинную коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ позволяло вести переговоры между членами экипажа САУ даже в сильно зашумлённой обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 19:23 | Сообщение # 53
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

ИСУ-122С

Боевая масса, т 45,5
Экипаж, чел. 5
Количество выпущенных, шт 675
Размеры
Длина корпуса, мм 9950
Ширина корпуса, мм 3070
Высота, мм 2480
Клиренс, мм 460—470
Бронирование
Тип брони катаная (литой лоб на части машин)
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60/78
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90/-30
Борт корпуса (верх), мм/град. 75/15
Борт корпуса (низ), мм/град. 90/0
Корма корпуса (верх), мм/град. 60/49
Корма корпуса (низ), мм/град. 60/-41
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 90/30
Маска орудия, мм/град. 100
Борт рубки, мм/град. 75/15
Корма рубки, мм/град. 60/0
Крыша рубки, мм/град. 30/0
Вооружение
Калибр и марка пушки 121,92-мм Д-25С
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 30
Углы ВН, град. -3 — +20
Углы ГН, град. -3 — +7
Прицелы ТШ-17, панорама Герца
Пулемёт(ы) 1 х 12,7-мм ДШК
Боекомплект пулемёта(ов) 250
Подвижность
Тип двигателя V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель
Модель двигателя В-2ИС
Мощность двигателя, л.с. 520
то же, кВт. 385
Запас хода по шоссе, км 220
Запас хода по пересечённой
местности, км 140
Удельная мощность, л.с./т 11,3—11,4
Тип подвески торсионная индивидуальная
Ширина гусеницы, мм 650
Скорость по шоссе, км/ч 35
Скорость по пересечённой
местности, км/ч 10—15
Уд. давление на грунт, кг/см2 0,81—0,82
Преодолеваемый подъём, град. 32°
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Ширина преодолеваемого рва, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3—1,5

ИСУ-122С — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «Самоходная Установка на базе танка ИС» или «ИС-Установка». Индекс 122 означает калибр основного вооружения машины, буква «С» индицирует отличие от первого серийного образца 122-мм самоходной установки ИСУ-122, которая послужила базой для создания ИСУ-122С. На этапе разработки ИСУ-122С также обозначалась как ИСУ-122-2 — второй по счёту опытный вариант базовой машины.

Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в апреле 1944 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) в августе 1944 года. В том же месяце началось её серийное производство на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1945 года включительно. ИСУ-122С применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны в роли мощного истребителя танков и штурмового орудия, сыграв важную роль в разгроме нацистской Германии и её союзников.

В послевоенный период ИСУ-122С прошли модернизацию и достаточно долго состояли на вооружении Советской Армии. Начиная с середины 1960-х гг., ИСУ-122С были сняты с вооружения Советской Армии; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 19:24 | Сообщение # 54
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

История создания

Прототип тяжёлой САУ ИСУ-122С Объект 249 был построен на ЧКЗ в апреле 1944 года. Фактически он представлял собой ранее разработанную ИСУ-122 и отличался от неё только вооружением и рядом связанных с ним конструктивных элементов - вместо 121,92-мм пушки А-19С на новой машине установили пушку Д-25С того же калибра. Причиной замены орудия стала необходимость повышения скорострельности, которая у исходной ИСУ-122 в самых лучших условиях не превышала 4 выстрелов в минуту, а на практике колебалась от 1,5 до 2,5 выстрелов в минуту, что было явно недостаточно для её применения в качестве истребителя танков. Одной из причин низкой скорострельности был ручной поршневой затвор у орудия А-19С, тогда как пушка Д-25С имела более удобный в обращении клиновый полуавтоматический затвор. Объект 249 был успешно испытан на Гороховецком артиллерийском полигоне в июне 1944 года, но не был немедленно запущен в серийное производство - в то время выпуск пушки Д-25 был ещё недостаточен для вооружения самоходно-артиллерийских установок. Однако спустя полтора месяца производственные трудности с объёмом выпуска пушек Д-25 удалось преодолеть и в свете этих обстоятельств Государственный Комитет Обороны 22 августа 1944 года официально принял на вооружение РККА прототип Объект 249 под названием ИСУ-122С. Немедленно после принятия этого постановления первые серийные ИСУ-122С покинули сборочные линии ЧКЗ.

После Великой Отечественной войны много уцелевших ИСУ-122C было переоборудовано в пусковые ракетные установки, самоходные шасси для орудий особой мощности, машины снабжения или БРЭМ.

Небольшое число сохранивших своё оригинальное вооружение ИСУ-122C было модернизировано в 1958 году. Но по сравнению с ИСУ-152 модернизация была неполной - заменялись только прицелы и радиостанции; двигатель обновлялся не всегда. В начале 1960-х гг. ИСУ-122С были сняты с вооружения Советской Армии (ИСУ-152 служили гораздо дольше), часть разоружённых машин была даже передана в распоряжение ряда гражданских ведомств.

Производство

Хотя ИСУ-122С имела ярко выраженное преимущество над исходным вариантом ИСУ-122, полностью перейти на её выпуск ЧКЗ не удалось — всё ещё сказывалась нехватка пушек Д-25, которыми также вооружались танки ИС-2, на чьей базе строились САУ серии ИСУ. До 1 июня 1945 года ЧКЗ построил 475 ИСУ-122С, тогда как до этой даты оригинальных ИСУ-122 было выпущено почти в два раза больше — 1435 самоходок. Всего с августа 1944 по конец 1945 года ЧКЗ выпустил 675 ИСУ-122. Причиной снятия с производства послужило как общее сокращение выпуска бронетехники после окончания Второй мировой войны, так и отсутствие превосходства в вооружении у ИСУ-122С над танком-базой ИС-2 и его последующим развитием ИС-3.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 19:24 | Сообщение # 55
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Описание конструкции

ИСУ-122С имела ту же компоновку, что и все другие серийные советские САУ того времени (за исключением СУ-76). Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. На машинах первых модификаций лобовая часть корпуса представляла собой броневую отливку; впоследствии, по мере наличия более стойкой катаной брони, конструкцию лобовой части корпуса изменили на сварную. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки устанавливались под рациональными углами наклона. Основное вооружение — 121,92-мм пушка Д-25С — монтировалась в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой бронемаской. Форма бронемаски у ИСУ-122С отличалась от ИСУ-122. Более компактные противооткатные устройства пушки Д-25С на ИСУ-122С позволили обойтись аналогичной по толщине, но менее габаритной и массивной бронемаской более простой формы в виде сферического сегмента. Однако у первых серийных машин бронемаска осталась прежней конструкции, как у оригинальной ИСУ-122.

Три члена экипажа располагались слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через прямоугольный двухстворчатый люк на стыке крышевого и заднего листов броневой рубки и через круглый люк справа от орудия. Круглый люк слева от орудия не предназначался для посадки-выхода экипажа, он требовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Двигатель

ИСУ-122С оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался инерционным стартёром с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров в боевом отделении машины. Электроприводом инерционного стартёра являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-122С имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Самоходка также оснащалась четырьмя наружными дополнительными топливными баками, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия

САУ ИСУ-122С оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:
многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 19.07.2009, 19:25 | Сообщение # 56
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Вооружение

Основным вооружением ИСУ-122 являлась пушка Д-25С (Индекс ГАУ - 52-ПС-471С) калибра 121,92 мм и длиной ствола в 48 калибров. Это орудие наследовало от А-19 только часть деталей ствольной группы и не было полностью идентично танковой пушке Д-25Т. По сравнению с танковым вариантом были изменены конструкции тормоза наката и полуавтоматического клинового затвора. Последний имел горизонтальное перемещение клина и полуавтоматику скалочного типа, которая была простой по конструкции, но имела существенный недостаток — большое ударное действие на детали затвора. По сравнению с вертикальным перемещением клина, более типичным для советских орудий того времени, горизонтальное его перемещение позволило уменьшить усилия по его открыванию и закрыванию, повысить плотность компоновки и удобство заряжания. В результате скорострельность в самых лучших условиях повысилась до 6 выстрелов в минуту, а на практике — до 3—4 выстрелов в минуту. Следует отметить, что скорострельность ИСУ-122С была выше, чем у танка-базы ИС-2 с аналогичным вооружением вследствие наличия второго заряжающего и большей просторности боевого отделения ИСУ-122С по сравнению с башней ИС-2. Уравновешивание качающейся части орудия в цапфах осуществлялось специальным пружинным механизмом. Орудие Д-25С оснащалось двухкамерным дульным тормозом, который отсутствовал у пушки А-19С. Оснащение дульным тормозом позволило снизить ударные нагрузки на противооткатные устройства и уменьшить их массу и габариты, что благоприятно сказалось на эргономике боевого отделения. Однако это решение имело и свой недостаток — при наличии перевозимых десантников ИСУ-122С не могла стрелять из своего орудия. При выстреле отклонённые дульным тормозом пороховые газы могли нанести серьёзные травмы бойцам на броне самоходки.

Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от -3° до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10° (3° влево и 7° вправо). Высота линии огня составляла 1,795 м; дальность прямого выстрела — 1000-1200 м по цели высотой 2,5-3 м, дальность выстрела прямой наводкой - 5 км, наибольшая дальность стрельбы — до 15 км. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 30 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки. По сравнению с ассортиментом боеприпасов буксируемых орудий А-19, боекомплект ИСУ-122С был существенно менее разнообразен. В его состав входили:
бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд 53-БР-471 массой 25 кг; начальная скорость 792—800 м/с;
осколочно-фугасная пушечная граната 53-ОФ-471 или 53-ОФ-471Н той же массы и с той же начальной скоростью на полном заряде.

Вместо бронебойно-трассирующих снарядов 53-БР-471 могли применяться бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником 53-БР-471Б (с начала 1945 года).

Для разрушения железобетонных ДОТов в боекомплект мог вводиться бетонобойный пушечный снаряд 53-Г-471. Номенклатура метательных зарядов также была существенно уменьшена — она включала в себя полный 54-Ж-471 под бронебойный снаряд и осколочно-фугасную гранату и третий заряд 54-ЖН-471 только под осколочно-фугасную гранату. В принципе, пушка Д-25С могла стрелять всеми типами снарядов и зарядов от своего «прародителя» А-19. Однако в поучениях и таблицах стрельбы для ИСУ-122С времён Великой Отечественной войны значатся только указанные выше боеприпасы. Это не исключает возможности стрельбы другими типами боеприпасов в то время, но документальных подтверждений такой стрельбы в виде тогдашних отчётов, наставлений и нормативных документов нет. Этот момент составляет пока ещё не до конца исследованный вопрос и часто становится причиной споров на военно-тематических форумах. С другой стороны, в послевоенное время, когда акцент использования ИСУ-122С сместился от истребителя танков в сторону самоходной гаубицы, возможность стрельбы всем ассортиментом боеприпасов от буксируемой А-19 становится существенно более вероятной.

На ИСУ-122С с самого начала выпуска устанавливался зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т на турельной установке на правом круглом люке командира машины. Боекомплект к ДШК составлял 250 патронов.

Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ или ППС с боекомплектом 497 патронов (7 дисков) и 25 ручных гранат Ф-1.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 13:27 | Сообщение # 57
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

СУ-101

Тактико-технические характеристики самоходной установки СУ-101
Год выпуска 1945
Экипаж 4
Масса, т 34,1
Габаритные размеры:
длина, м 6,1
ширина, м 3
высота, м 2,1

Клиренс 0,4

Броневая защита, мм
Лоб корпуса
90 мм
Лоб рубки 122 мм
Борт корпуса 75 мм
Корма 40 мм
Вооружение
100-мм пушка Д-10С
12,7-мм пулемёт ДШК
7,62-мм пулемёт ДТ
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,85

Двигатель "В-2-34", 500 л.с. дизельный

Запас хода, км 350
Макс. скорость, км/ч
по шоссе - 54
по грунту - 25
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град 35
крен, град 25
ров, м 2,5
стенка, м 0,73
брод, м 1,3
В сентябре 1944 года «Уралмашзавод» приступил к производству СУ-100, ставшей лучшей отечественной средней САУ периода Второй мировой войны. Эта боевая машина, вооруженная мощной 100-мм пушкой и обладавшая неплохой маневренностью и бронезащитой, имела, тем не менее, существенные недостатки, характерные для всех самоходок с передним расположением боевого отделения. Из-за применения все более длинноствольных пушек увеличивался габаритный размер САУ по длине, и, как следствие, большой вылет ствола впереди корпуса затруднял маневрирование в узких проходах и ограничивал проходимость по пересеченной и лесистой местности; центр тяжести перемещался вперед и приводил к перегрузке передних опорных катков; не удавалось создать удовлетворительное походное крепление орудия, И все же дальнейшее увеличение боевой мощи самоходных установок требовало применения еще более длинноствольных орудий, установить которые в САУ, сконструированной на базе танка Т-34, становилось невозможным. Для этого была необходима новая база с более рациональным размещением узлов и агрегатов.
К решению этой задачи «Уралмашзавод» приступил летом 1944-го. До конца года конструктор Н.В.Курин разработал большое количество эскизных проектов новых САУ с использованием базы всех существовавших на тот момент советских танков, как с изменением их компоновки, так и без.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 13:29 | Сообщение # 58
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

В октябре 1944 года завод представил в Технический совет Наркомтанкопрома для рассмотрения пять следующих проектов:
- СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25, к тому моменту уже изготовленную в металле и успешно прошедшую заводские испытания;
- ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и электро трансмиссией;
- СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с использованием агрегатов танка Т-34, по-новому скомпонованных в корпусе с задним расположением боевого отделения;
- СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с использованием двигателя В-2-44 и новой компоновкой моторно-трансмиссионных агрегатов танка Т-44 в корпусе с задним расположением боевого отделения;
- СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25, с использованием агрегатов и базы танка Т-44 при переднем расположении боевого отделения.
Технический совет признал лучшим проект СУ-100-М-2. Приказом Наркома танковой промышленности № 625 от 26 октября 1944 года «Уралмашзаводу» было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-М-2 и СУ-122-44.
Однако в ходе дальнейшей работы, уже в декабре 1944 года, выяснилось, что масса и длина СУ-122-44 слишком велики. В то же время СУ-100-М-2 с задним расположением боевого отделения получалась компактной, длина ее резко сокращалась, масса не выходила из норм машины среднего класса, бронирование значительно усиливалось.

Основываясь на этих результатах, директор завода Б.Г.Музруков принял решение продолжать работу только над СУ-100-М-2. В январе 1945 года наркомат направил на завод специальную комиссию, призванную рассмотреть ситуацию на месте и высказать свои замечания. В первых числах марта в Технический совет Наркомтанкопрома и в Военный совет Бронетанковых и механизированных войск Красной Армии был представлен окончательный проект самоходки с задним расположением боевого отделения. По результатам обсуждения проекта нарком Танкопрома издал приказ № 107 от 7 марта 1945 года, в соответствии с которым для доработки был оставлен только проект с задним расположением боевого отделения и назначен срок изготовления опытного образца - 1 мая того же года. Учитывая исключительно большую заслугу «Уралмашзавода» в деле создания новой боевой машины, она получила наименование «Уралмаш-1».
В разработке проектной документации САУ принимали участие конструкторы А.М.Лехтцинд, И.И.Эммануилов, А.Г.Гайворонский, Г.Ф.Ксюнин, И.Ф.Вахрушев, Л.А.Пинус, Е.А.Карлинский, Е.И.Линькова, Д.А.Гериев, В.Л.Лихоманов, Н.Н.Ефимов, А.Д.Нехлюдов и другие; общее руководство осуществлял главный конструктор Л.И.Горлицкий.
В течение марта - апреля велось изготовление двух опытных образцов, причем на одном из них, получившем индекс СУ-101, устанавливалась 100-мм пушка Д-10С, на другом, под индексом СУ-102, - 122-мм пушка Д-25С. К моменту окончания Великой Отечественной войны были изготовлены оба опытных образца и отдельно - корпус САУ для определения обстрелом его бронестойкости.
Самоходная установка СУ-101 разрабатывалась с использованием агрегатов и узлов средних танков Т-34-85 и Т-44. Она относилась к типу полностью бронированных самоходных установок и являлась противотанковым средством. На этой машине проверялась возможность дальнейшего повышения огневой мощи за счет установки более длинноствольных пушек на вновь сконструированное шасси. Возможности шасси танка Т-34 были уже исчерпаны, так как использование более мощных орудий приводило к очень большому вылету ствола и снижению проходимости из-за перегрузки передних опорных катков.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 13:31 | Сообщение # 59
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Схема общей компоновки предусматривала кормовое размещение боевого отделения и переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Механик-водитель находился в отделении управления в носовой части корпуса у левого борта, справа от него устанавливались двигатель и агрегаты трансмиссии. В неподвижной броневой рубке слева от пушки были расположены друг за другом наводчик и командир машины, справа - заряжающий. Для наблюдения за полем боя использовались смотровые приборы МК-4. Посадка членов экипажа в боевое отделение производилась через прямоугольный входной люк, находившийся в общем кормовом листе корпуса и рубки и люк командира - в крыше рубки, механика-водителя - через люк в отделении управления.
Машина имела на вооружении 100-мм нарезную пушку Д-10С, которая применялась в самоходной установке СУ-100, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -2°15' до +18°, по горизонту - в секторе 22,5°. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых огневых позиций - панорама Герца. Скорострельность составляла 3 выстр./мин. В боекомплект входили 36 унитарных выстрелов и 450 патронов к пулемету. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 895 м/с. Крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК был смонтирован на турели, установленной па подвижном кольце основания люка командира. Углы наводки пулемета по вертикали составляли от -6° до +84°20'. При стрельбе по воздушным целям использовался коллиматорный прицел. При необходимости пулемет ДШК мог применяться для стрельбы и по наземным целям.
Броневая защита - противоснарядная. Сварные корпус и броневая рубка были выполнены из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 40, 75, 90 и 120 мм, расположенных с различными углами наклона. Лобовой лист корпуса толщиной 90 мм был расположен под углом 27° от вертикали, а рубки - 120 мм под углом 55°. Для постановки дымовой завесы на кормовом листе рубки устанавливались две дымовые шашки.

В моторно-трансмиссионном отделении, расположенном в передней части корпуса, продольно ближе к правому борту был установлен дизель В-44 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. Емкость топливных баков составляла 370 л, запасных - 360 л. Запас хода по шоссе достигал 167 км.
Конструкция агрегатов трансмиссии во многом была заимствована у танка Т-34-85. Некоторые конструктивные изменения (направление вращения валов в коробке передач, охлаждение тормозных лент и барабанов, а также коробки передач специальным осевым вентилятором, установленным на фланце левого бортового редуктора) были связаны с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес. Главный фрикцион был установлен не на носке коленчатого вала, а на хвостовике ведущего вала коробки передач, которая обеспечивала пять передач переднего хода и одну передачу при движении назад.
В ходовой части использовались индивидуальная торсионная подвеска и гусеничный движитель, заимствованные у танка Т-44.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение - двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 А•ч, и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. Для внешней радиосвязи машина была оборудована радиостанцией 9РС, для внутренней связи - переговорным устройством ТПУ-3-БИС-Ф, световой сигнализацией (командир - механик-водитель) и танкофоном (резиновый шланг с наконечниками) для двусторонней связи командира с механиком-водителем.
СУ-102 отличалась от СУ-101 только основным вооружением. На ней была установлена 122-мм пушка Д-25С с длиной ствола 48 калибров. Вылет ствола пушки равнялся 750 мм. Углы наводки пушки по вертикали составляли от -0°24' до +18°3', по горизонту - в секторе 19°. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический прицел ТШ, при стрельбе с закрытых огневых позиций - панорама Герца. Скорострельность составляла 2-3 выстр./мин. В боекомплект установки входили 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 781 м/с. Масса машины возросла незначительно и составила 34,8 т.

 
AlphaDiversantДата: Воскресенье, 08.11.2009, 13:31 | Сообщение # 60
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
В течение лета - осени 1945 года проходили заводские испытания обеих САУ и отработка их конструкции. Пришлось изменять и дорабатывать ряд механизмов и устройств, в частности агрегаты вентиляции и охлаждения двигателя - температура в отделениях управления (особенно в первом) и боевом была очень высокой - переделывалось все управление машиной, перемещалось в более удобную зону механика-водителя и так далее. В результате интенсивной работы конструкторов и слесарей-сборщиков обе опытные машины были доведены до готовности к полигонным испытаниям.
Самоходные установки «Уралмаш-1» имели ряд преимуществ по сравнению с ранее созданными отечественными САУ. Новая компоновка позволила сделать машину более компактной, повысилась возможность маневра в ограниченных проходах и на пересеченной местности. Экипаж теперь мог в случае необходимости покидать машину через кормовой люк под прикрытием корпуса. Мощное бронирование также стало результатом более плотной компоновки. Общая оценка конструкции корпуса после полигонных испытаний обстрелом была очень высокой: корпус САУ «Уралмаш-1» оказался по бронестойкости выше, чем корпуса всех других отечественных танков и САУ, в том числе ИС-2 и ИСУ-152. Лобовая броня была неуязвима от танковых и противотанковых орудий, состоявших на вооружении вермахта. При этом масса самоходной установки СУ-101 была практически такой же, как масса танка Т-34-85. Равномерным было и распределение нагрузки на опорные катки ходовой части, что заметно снизило ее износ. Размещение боевого отделения сзади позволяло при необходимости вооружить САУ еще более длинноствольным орудием.
Вместе с тем, отмечались и недостатки новых самоходок: не удалось преодолеть тесноту боевого отделения, в нем стало меньше свободного места, чем у СУ-100; несмотря на все усовершенствования в системе охлаждения двигателя, условия работы механика-водителя из-за высокой температуры в отделении управления были непереносимыми. Отмечалось и сильное воздействие на переднюю часть крыши корпуса ударной волны при выстреле.

 
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Самоходные артиллерийские установки
  • Страница 6 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • »
Поиск:


Copyright Lexa. 2024
Конструктор сайтов - uCoz
счетчик посещений