Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Самоходные артиллерийские установки - Страница 3 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: AlphaDiversant, Alpha  
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Самоходные артиллерийские установки
Самоходные артиллерийские установки
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:10 | Сообщение # 21
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

принято решение об изготовлении также специальных командирских САУ, которые оснащались командирской башенкой от PzKpfw III и радиостанцией повышенной мощности при сокращенном боекомплекте.
Последние СУ-76И покинули цеха завода в конце ноября 1943 года. К этому времени недостатки отечественных СУ-76 были устранены и самоходки в необходимом количестве отгружались на фронт двумя предприятиями НКТП (завод № 38 в Кирове и ГАЗ в Горьком). Советские самоходки были более дешевыми и легкими по сравнению с СУ-76И, а кроме того, не было проблем с их снабжением запчастями. Всего за время серийного производства СУ-76И на заводе №37 было выпущено 201 САУ (в том числе 20 «командирских»).
Боевое крещение подразделения, оснащенные СУ-76И получили на Курской дуге. Известно, что к началу июля 1943 года в распоряжении 13-й армии Центрального фронта имелось 16 СУ-76 на трофейном шасси. Причем в ходе оборонительных боев было потеряно восемь таких машин (три сгорели). Воронежский фронт также имел некоторое количество СУ-76И, но в отчете фронта на начало боев дано лишь суммарное количество всех САУ с 76-мм пушкой (33 штуки).
Известно также, что в ходе наступления на Орел Центральный фронт был усилен двумя самоходно-артиллерийскими полками, один из которых также имел машины на трофейном шасси (16 СУ-76И и один танк PzKpfw III).
Достоверно известно, что в 5-ю гвардейскую армию 2 августа 1943 года прибыл 1902-й САП в составе 15 СУ-76И. До 14 августа полк в бой не вводился, а занимался ремонтом САУ и ждал пополнения автотранспортом (первоначально количество автомобилей в САП составляло 10% от штатной численности). В это же время на укомплектование полка поступило пять СУ-122. С 14 по 31 августа полк участвовал в пяти боях (в среднем на 2-3 боя больше чем любой другой полк армии). За этот период самоходчики уничтожили два танка, девять орудий, 12 пулеметов и до 250 человек солдат и офицеров. Согласно докладу командира полка от 1 сентября, «все машины в предыдущих боях имеют повреждения. Отдельные машины восстанавливались по нескольку раз, вся матчасть СУ-76 (на базе PzKpfw III) изношена и находится в плохом состоянии. Полк был постоянно недоукомплектован, подготовка личного состава - удовлетворительная».
В сентябре 1943 года полк участвовал в 14 боях, в которые одновременно вводилось от двух до семи САУ. Огнем самоходных установок оказывалась существенная помощь пехоте при отражении атак противника.
Наиболее результативные бои проходили в течение 20-23 сентября 1943 года при преследовании отходящего противника, когда группа из шести СУ-76И уничтожила три танка противника.
Обычно во время атак или преследования противника САУ следовали непосредственно вслед за танками, причем в отчете командира САП отмечалось, что если бы «танки и САУ использовались более массированно, потери полка были бы существенно снижены».

Полк участвовал в боевых операциях до конца ноября. 25 ноября 1943 года 1902-й Кременчугский самоходно-артиллерийский полк, потерявший все свои машины, убыл на переформирование отечественной матчастью.
Кроме 1902-го, самоходными установками СУ-76И оснащались 1901-й и 1903-й полки, которые также использовались в августе-сентябре при проведении Белгородско-Харьковской операции.
Кроме того, во время Курской битвы в некоторых полках имелись трофейные самоходки. Например, в 1938-м САП 7-й гвардейской армии по состоянию на 10 августа 1943 года числилось две СУ-122, две СУ-76 и две СУ-75 (StuG III).
Самоходчики любили СУ-76И за то, что при наличии закрытого боевого отделения она не была такой тесной, как СУ-85, или трофейные StuG 40. Часто им приходилось выполнять типично «танковые» задачи - поддержку и сопровождение пехоты, борьбу с вражескими огневыми точками. И только наличие одного люка (а в 1943 г. немецких шасси с бортовыми «лючками» почти не осталось), затрудняло эвакуацию из СУ-76И в случае ее загорания.

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:10 | Сообщение # 22
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
Любопытное свидетельство о СУ-76И есть в разведдокументах немецких частей. Так, 25 октября 1943 года штаб 1-й танковой армии вермахта направил в управление «Иностранные армии - Восток» армейской разведки «Абвер» донесение следующего содержания:
"В 177-м танковом полку 64-й механизированной бригады (она входила в состав 7-го механизированного корпуса Красной Армии) имеется четыре роты по 11 танков в каждой. Эти танки имеют обозначение Sturmgeschutz 76mm. Они изготовлены на шасси немецкого танка Panzer III с двигателем Maybach. Новая рубка имеет толщину брони в лобовой части 3-4 см, на бортах- 1-1,5 см. Рубка открыта сверху. Орудие имеет углы горизонтальной наводки 15 градусов в каждую сторону и вертикальной наводки - плюс-минус 7 градусов".
Не совсем понятно, о чем здесь идет речь - ведь САУ не могли входить в состав танкового полка мехбригады Красной Армии, да еще в таком количестве - 44 машины. Вероятнее всего, что здесь идет речь о самоходно-артиллерийском полке, приданному мехбригаде (в этом случае число САУ завышено вдвое). Интересен тот факт, что у СУ-76И (а речь в документе идет именно о них), нет крыши. Видимо, их демонтировали для улучшения действий экипажей.
В августе 1943 года в конструкторском бюро А.Каштанова была сделана попытка усилить вооружение СУ-76И. 14 сентября главный инженер завода № 37 получил от начальника технического управления НКТП Фрезерова письмо следующего содержания: «Разработанный вами проект установки 85-мм пушки Д-5С-85 на базу PzKpfw III (СУ-85И) в настоящее время реализован быть не может из-за отсутствия в достаточном количестве пушек Д-5 и неясностью вопроса с дальнейшей доставкой танков PzKpfw III.
Считаю целесообразным данную разработку временно прекратить, сохранив разработанный материал для возможного использования в дальнейшем». На этом проекте закончились разработки отечественных САУ на трофейных шасси.
В начале 1944 г. вышло распоряжение начальника ГАБТУ Федороенко о передаче всех СУ-76И из боевых подразделений в учебные и о замене их на СУ-76М.
В учебных подразделениях эти боевые машины встречались до конца 1945 г., после чего были сданы па металлолом. В Кубинке действующий образец СУ-76И просуществовал довольно долго и был списан в 1968 г.
До наших дней сохранилось два образца СУ-76И. Одна самоходка почти 30 лет пролежала на дне реки Случь, затем была поднята и установлена как памятник на постаменте на проспекте имени В. И. Ленина в городе Сарны Ровенской области на Украине, где и находится до сих пор, другая самоходка была обнаружена поисковым объединением "Экипаж" в Дмитровском районе Московсой обл. в 2001 - 2002 гг. и после восстановления в 38 НИИ ГАБТУ Минобороны России была передана в музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в г.Москве.
 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:15 | Сообщение # 23
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
СУ-76М

Самоходная установка СУ-76
СУ-76 образца 1942 года
Классификация САУ непосредственной поддержки
Боевая масса, т 11,2
Компоновочная схема объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади
Экипаж, чел. 4
История
Год(ы) производства 1942—1945
Год(ы) эксплуатации 1943 — 1950-е
Количество выпущенных, шт 14 292
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 5000
Ширина корпуса, мм 2740
Высота, мм 2200
Клиренс, мм 300
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 35 / 30°
Борт корпуса, мм/град. 15 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 20°
Корма корпуса (середина), мм/град. 15 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 15 / 30°
Днище, мм 7 / 81—90°
Крыша корпуса, мм 7
Лоб рубки, мм/град. 35 / 25°
Борт рубки, мм/град. 10 / 25°
Корма рубки, мм/град. 10 / 20°
Крыша рубки, мм/град. 7
Вооружение
Калибр и марка пушки 76,2-мм ЗИС-3
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 51,6
Боекомплект пушки 60
Углы ВН, град. −3…+25
Углы ГН, град. ±15
Подвижность
Тип двигателя спаренные рядные
6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 2 × 70
то же, кВт. 2 × 52
Скорость по шоссе, км/ч 44
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л.с./т 12,5
Тип подвески индивидуальная, торсионная
Ширина гусеницы, мм 300
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Ширина преодолеваемого рва, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 0,9
В Отечественную войну РККА вступила не имея в войсках серийной САУ, которая могла бы использоваться как для непосредственной поддержки пехоты в наступлении, так и для борьбы с бронетехникой противника (поступившие на вооружение в конце 30-х годов САУ СУ-5 на базе легкого танка T-26 были выпущены крайне ограниченной серией и применялись лишь эпизодически в 1939 году во время похода в Польшу). Летом 1941 года этот вопрос встал настолько остро, что в сентябре того же года появилась на свет суррогатная САУ ЗИС-30 на базе бронированного арттягача "Комсомолец". Эта машина имела малый запас хода, была перетяжелена и неустойчива, но она могла бороться с любыми бронеобъектами Panzerwaffe и это искупало все недостатки.
Уличный бой. 1944.
Существовал еще один путь к оснащению Красной Армии дешевой и технологичной в производстве САУ. Еще в 30-е годы проводились небезуспешные опыты по разработке САУ и ЗСУ на базе самого массового легкого танка Т-26, приведшие к разработке и изготовлению ряда опытных образцов.

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:17 | Сообщение # 24
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
СУ-76 "Смелый"

САУ СУ-76П

По мере насыщения армии танками новых типов высвобождающиеся Т-26 могли бы быть переделаны в САУ, но массовые потери этих машин в начальный период войны и невозможность замены оставшихся в войсках по причине массовой эвакуации танковых заводов на Урал и в Сибирь поставили крест на такой возможности. Правда в 1941-42 годах в блокированном Ленинграде малой серией производилась САУ СУ-76П, представлявшая собой 76-мм полковую пушку, установленную на шасси Т-26 за простым щитовым прикрытием и имевшую круговой сектор обстрела. Эта мера вынужденной, так как осажденный город мог обходиться лишь оставшейся внутри кольца техникой.

Осенью 1941, года из-за недостатка 45мм осколочно-фугасных боеприпасов Ленинградского фронта, легкие танки РККА, вооруженные 45мм пушками (Т-26, БТ), оказались безоружны и бесполезны против вражеской пехоты и полевых укреплений. Поэтому Военный Совет Ленфронта подал заявку в НКТП о возможности перевооружения танков БТ и Т-26 орудием КТ калибра 76,2 мм. И уже в октябре того же года на заводе №174 была изготовлена и испытана легкая САУ на базе танка Т-26. Испытания прошли удовлетворительно и по их результатам Военный Совет Ленфронта обязал завод №174 наладить выпуск этих САУ. Новое орудие получило обозначение СУ-76 (начиная с 1943 года эта САУ была переименована в СУ-76П "полковая", чтобы не возникало путаницы с новой серийной машиной под тем же индексом).

И все-таки эта САУ не спасала положения, в котором оказалась Красная Армия. Сложившуюся проблему попытались разрешить с использованием шасси танка Т-60/Т-70, выпускавшегося крупной серией в 1941-1943 годах. Осенью 1941 года Горьковский автозавод в инициативном порядке начал разработку легкой САУ под индексом СУ-71, но в серию эта машина так и не попала. К июлю 1943 года была сделана в металле и испытана еще одна машина: ОСА-76.

Этот проект возник благодаря новой концепции ГАУ о переводе всей полевой артиллерии на самоходные шасси. Отсюда возникло и название - "ОСА" - что означает "Общевойсковая Самоходная Артиллерия". "ОСА" не принадлежит семейству СУ-76, а скорее представляет собой самостоятельный класс артсистемы, предназначенной для использования в составе общевойсковых соединений. Проект предполагал создание нескольких СУ:

- ОСА-76 — 76-мм САУ частичного бронирования;
- ОСА-57 — 57-мм противотанковая САУ частичного бронирования;
- ОСА-23 — 23-мм ЗСУ частичного бронирования;
- ОСА-12 — 12,7-мм ЗСУ частичного бронирования.

САУ ОСА-76 вооружалась 76,2-мм дивизионной пушкой ЗИС-3, обладала малой массой (менее 3 500 кг). Двигатель - ГАЗ-ММ. Ходовая часть от танка Т-60/Т-70. Экипаж - 3 человека. Бронезащита аналогична орудию ЗИС-3 и представляла собой 6мм противопульную броню. САУ успешно прошла испытания и была рекомендована к производству, однако его так и не развернули.

Более удачной была попытка румынских специалистов, установивших на шасси трофейных советских Т-60 трофейные же 76,2-мм орудия Ф-22 (до поступления на вооружение Румынской армии немецких Pz-IVG только они могли эффективно бороться с советскими средними и тяжелыми танками).

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:19 | Сообщение # 25
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

САУ завода №37

Очередная легкая САУ семейства СУ-76. Работы по созданию были начаты приказом НКАП от 3 марта 1942 года, а уже в мае того же года первый опытный образец поступил на испытания, однако провалил их: ни шасси ни артсистема испытаний не выдержали.

В конструкции САУ были использованы стандартные узлы шасси танка Т-60.
САУ СУ-12 (СУ-76)

Тем временем Государственный Комитет Обороны по ходатайству ГАУ РККА поручил 19 октября 1942 года (приказ № 2429сс) конструкторам ГАЗа и Коломенского завода №38 разработать и запустить в серию легкую САУ с 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3. За основу взяли шасси и силовую установку танка Т-70, увеличив длину корпуса и добавив один каток.

В ноябре 1942 года оба завода представили на испытания первые образцы новой САУ, вооруженные 76мм дивизионной пушкой ЗИС-3Ш ("Ш" - штурмовая). Машина горьковчан имела индекс ГАЗ-71, а машина завода №38 - СУ-12. 9 декабря 1942 г. приемочная комиссия составила акт, согласно которому образец ГАЗ-71 был назван не отвечающим требованиям технического задания и не обладающим надлежащей надежностью. Машина же СУ-12 была рекомендована для принятия на вооружение под названием "штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений СУ-76". Официально серийное производство началось с 1 января 1943 года.

Проектировщики силовой установки применили не последовательное расположение двух двигателей ГАЗ-202, а параллельное, с работой на общий выходной вал. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных бронелистов толщиной 10-35 мм; отделение управления располагалось в передней части машины (посередине между двигателями), а рубка с орудием ЗИС-3Ш – в корме.

Экипаж из трех человек имел дополнительный пулемет ДТ и личное оружие. К концу января 1943 года два первых самоходно-артиллерийских полка отправились на Волховский фронт.

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:21 | Сообщение # 26
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке
Самоходная установка ОСА-76

САУ СУ-76М (СУ-12М)

Именно во время боевого применения и проявились недостатки параллельной схемы силовой установки СУ-12, проявившиеся в возникновении резонансных крутильных колебаний, которые приводили к быстрой поломке КПП. Колебания проявлялись в режиме самой нагруженной 2-й скорости КПП и происходили из-за невозможности синхронизации работы двух двигателей ГАЗ-202 на общем валу.
По результатам боевого применения производство СУ-76 было остановлено 21-го марта 1943 года после выпуска 350 машин. В связи с предстоящей летней компанией ГКО установил очень жесткие сроки на устранение выявленных недостатков. Уже в апреле в г.Киров начались испытания доработанной СУ-76М (СУ-12М; М - модернизированная), а в июне они пошли в производство.
Эти машины отличались доработанным силовым агрегатом и трансмиссией, в производстве использовался задел старых корпусов от СУ-76.
Введение в трансмиссию дополнительных пружинных муфт между двигателями и КПП и фрикционной проскальзывающей муфты на общем валу, а также применение подмоторных амортизаторов снизили аварийность, но все же не исключили ее.
В мае 1943 года началось производство СУ-76М. Именно эти машины участвовали в боях на Курской Дуге.

САУ СУ-15, СУ-16, СУ-38

Летом 1943 года конструкторские бюро заводов ГАЗ и №38 предложили независимые проекты модернизации СУ-76. ГАЗ предлагал использовать отечественные дизели ЗИС-16Ф или ЗИС-80, или американский дизель "Giberson" (110 лс). Также прелагалось перевооружить САУ 76,2мм пушкой С-1. Но по ряду причин этот проект (ГАЗ-74А) доведен до конца так и не был.
Завод №38 предложил сразу три варианта модернизации: СУ-15, СУ-16 и СУ-38. Они были вооружены 76,2мм орудиями С-15, в качестве двигателя был выбран ГАЗ-203 (стоявший на Т-70).
СУ-15 имела ходовую часть и корпус от СУ-12, на САУ была установлена спаренная двигательная установка ГАЗ-203, правда с небольшими изменениями в воздухоочистительной системе. Боевое отделение было немного увеличено.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть СУ-16 была заимствована от танка Т-70, САУ имела открытое сверху боевое отделение.
Аналогично СУ-16, установка СУ-38 имела шасси и силовую установку от танка Т-70, но была защищена 45мм броней и закрытое боевое отделение, смещенное вперед (для лучшего распределения нагрузки).
Летом 1943 года были проведены совместные испытания всех трех образцов завода №38. Испытания показали, что СУ-16 наиболее успешна, но имеет неудачное расположение экипажа. Два другие артсамохода оказались перетяжеленными, что приводило к частым поломкам ходовой части. Поэтому было принято решение о доработке СУ-15 по облегчению конструкции.

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:24 | Сообщение # 27
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

САУ СУ-15М (СУ-76)

Одновременно с производством СУ-76М ГАЗ начал доработку СУ-15, т.к. все основные агрегаты производились там же. Модернизированная САУ (заводской индекс СУ-15М) отличалась от предшественницы отсутствием части задней стенки и крыши боевого отделения, последовательной установкой двигателей ГАЗ-202 с общей системой охлаждения и трансмиссией.

По результатам Государственных испытаний, проходивших в августе 1943 года, САУ была принята на вооружение под обозначением СУ-76. Серийное производство СУ-76 началось в октябре 1943 года.

Боевое применение

Суммарный выпуск всех модификаций СУ-76 по июнь 1945 года составил 14292 машины – примерно 60% от объема выпуска всех САУ за годы войны. Производство велось заводами №38 (г.Киров), №40 (г.Мытищи) и ГАЗ им.Молотова (г.Горький).
Модернизированная машина поступила в войска вовремя, но была встречена личным составом неоднозначно - отношение варьировалось от "суки" до "коломбины". Первое отрицательное впечатление сформировалось из-за того, что поначалу самоходки попытались использовать как танки. Так первые СУ-76 были направлены в самоходно-артиллерийские полки (сап) смешанного состава. Летом 1943 года было принято штатное расписание легкого сап, по которому в нем имелась 21 машина. Лишь со временем пришло понимание того, что главной задачей СУ-76 является сопровождение пехоты и тесное взаимодействие с ней; задачи борьбы с танками перешли к более мощным артсистемам, созданным на базе Т-34 и ИС-2. Поэтому в конце 1944 году стали формироваться самоходно-артиллерийские дивизионы по 16 машин, входившие в штатный состав стрелковых дивизий.

Конечно, СУ-76 имела в числе 60-ти снарядов боекомплекта и бронебойные, но ее главным достоинством были компактность, высокая маневренность, способность действовать на лесисто-болотистой местности и слабых грунтах (удельное давление на грунт - 0,545 кг/см2) в боевых порядках пехоты, расстреливая прямой наводкой ДОТы и укрепленные здания.

Кстати, применение СУ-76 на конечном этапе войны при штурме городов выявило еще один недостаток – удобное для работы полуоткрытое боевое отделение при попадании обычной ручной осколочной гранаты превращалось в братскую могилу для всего экипажа.
С другой же стороны, машина имела громадное преимущество перед любым другим нашим танком или САУ, т.к. именно открытое боевое отделение предотвращало гибель экипажа и машины в случае попадания кумулятивного снаряда, включая немецкие "фаустпатроны", "панцерфаусты" и "парцерштреки".

Первая партия СУ-76 (25 штук) была изготовлена к 1 января 1943 года и направлена в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января два первых самоходно-артиллерийских полка смешанной организации (1433-й и 1434-й сап) отправили на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года были сформированы еще 2 полка - 1485-й и 1487-й, которые воевали где-то на западном фронте.

По штату 1943 года в легком самоходно-артиллерийском полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944 и начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов СУ-76М (по 16 машин). В первой половине 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М и 5 Т-70).

К концу войны в Красной Армии насчитывалось 119 легких самоходно-артиллерийских. полков и 7 самоходно-артиллерийских бригад. Польской армии передали 130 штук СУ-76М. На базе СУ-76М создана ЗСУ-37, вооруженная 37-мм автоматической зенитной пушкой. Производилась она на заводе №40 в Мытищах. В войне участия принять не успела. В 1945-1946 годах было изготовлено 75 штук.

С окончанием Второй Мировой войны служба СУ-76М не закончилась. В Советской Армии они эксплуатировались до начала 50-х годов, 130 машин, переданных в период войны Войску Польскому, так же были списаны к середине 50-х, несколько десятков доставшихся КНДР приняли довольно активное участие в Корейской войне, но в большинстве своем ее не пережили.

Рассказ о СУ-76 был бы не полным, если не упомянуть о дальнейших попытках ее модернизировать. В декабре 1943 года испытали артсамоход СУ-74Б с противотанковой пушкой ЗИС-2, а в 1944 на испытания вышла САУ ГАЗ-75 с 85-мм пушкой Д-5-С85А. При одинаковой с СУ-85 артсистеме, она была вдвое легче, а толщина лобовой брони была вдвое больше (45мм у СУ-85 и 90мм у ГАЗ-75). Все эти машины в не пошли в серию по разным причинам, но главной из них было нежелание ломать налаженный технологический процесс из-за внесения мелких изменений (как в случае с двигателями) или вообще полностью перестраивать его при переходе на производство новых машин.

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:35 | Сообщение # 28
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

СУ-100
Классификация истребитель танков
Боевая масса, т 31,6
Компоновочная схема боевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзади
Экипаж, чел. 4
История
Год(ы) производства 1944—1956
Год(ы) эксплуатации с 1944
Количество выпущенных, шт около 4500
Основные операторы
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 9450
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2245
Клиренс, мм 400
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75 / 50°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 45 / 0—20°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 45 / 45°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Маска орудия, мм/град. 40…75
Корма рубки, мм/град. 45 / 0°
Крыша рубки, мм/град. 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 100-мм Д-10С обр. 1944 года (6 в/мин макс.)
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 53,5
Боекомплект пушки 34
Углы ВН, град. —3…+20
Углы ГН, град. ±8
Прицелы телескопический ТШ-16
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересеченной местности, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 310
Удельная мощность, л.с./т 16,4
Тип подвески подвеска Кристи
Ширина гусеницы, мм 500
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,80

История создания
После того как в войска начали поступать танки Т-34-85, самоходка СУ-85 начала утрачивать своё значение в качестве эффективного средства огневой поддержки танковых подразделений. К тому же на вооружение вермахта появилось большое количество новых танков с сильным бронированием.
Проблему усиления огневой мощи серийной СУ-85 решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эту разработку осуществили по инициативе главного конструктора Л.И.Горлицкого конструкторским коллективом Уралмашзавода: Н.В.Куриным (главный инженер проекта), Г.Ф.Ксюниным, А.Г.Гайворонских (моторная группа), А.Д.Нехлюдовым (руководитель работ по корпусу), В.Л.Лихомановым (электрооборудование), Л.А.Цинусом, И.И.Эммануиловым, И.Ф.Вахрушевым и др. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. На его основе 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4851 о вооружении среднего самохода 100-мм орудием. Во исполнении этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал Уралмашзавод:
«1) к 15.01.44 г. спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ;
2) к 20.02.44 г. изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44 г.
3) к 25.02.44 г. передать самоход на государственные испытания».

 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:37 | Сообщение # 29
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Как видим, сроки устанавливались очень жесткие. Осложняло ситуацию и то, что история с ЦАКБ повторилась с удивительной точностью. Получив чертежи орудия С-34, на «Уралмаше» убедились, что эта пушка для самохода не годится: она имела большие размеры по ширине, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Требовались серьезные изменения в серийном корпусе САУ, в том числе и его геометрической схемы, что влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Необходимо было перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ снова заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, оно требовало ее использования без изменений и настаивало на приспособлении САУ к пушке. В результате «Уралмаш» вновь обратился к заводу № 9, и там создали 100-мм орудие Д-10С, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины.
В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. 3 марта самоход отправили на АНИОП в Гороховец для прохождения государственных испытаний с 9 по 27 марта. За это время было произведено 1040 выстрелов и пройдено 864 км пути. В своем заключении комиссия отметила, что машина испытания выдержала и может быть принята на вооружение Красной Армии после внесения некоторых улучшений. 14 апреля по заводу было дано распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству артсамохода СУ-100.
Однако ЦАКБ снова, используя авторитет своих руководителей, потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, предназначавшейся изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2. Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, удалении прилива под спаренный пулемет, изготовлении новой рамки, поворотного механизма, походного крепления и установки прицела, выполнялась на заводе № 9. Самоход с орудием С-34 получил индекс СУ-100-2. Одновременно с ним был изготовлен второй опытный образец самохода СУ-100, который стал головным для машин серийного производства и включал в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Его испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После проведения стрельбы (923 выстрела) и пробега на 250 км государственная комиссия под председательством полковника Рупышева признала, что «тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 м для танков «Тигр» и «Пантера» вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода «Фердинанд» - только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 м».
Самоход СУ-100-2 с пушкой С-34 доставили на полигон в Гороховец специальным поездом в начале июля 1944 года. Он прошел испытания в том же объеме, что и СУ-100, был признан худшим и на вооружение не рекомендован.
СУ-100 же, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии. Новая боевая машина была создана на базе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85; двигатель, трансмиссия, ходовая часть- остались прежними. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску за счет увеличения диаметра проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус СУ-85 подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: лобовую броню увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа МК-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% - от СУ-122, 7,5% - от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново.
 
AlphaDiversantДата: Суббота, 18.07.2009, 20:38 | Сообщение # 30
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 864
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: в танке

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года. При этом, по предложению Л.И.Горлицкого, обе артсистемы - Д-10С и Д-5С - монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки. Изменились лишь походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий. От этой унификации особенно выигрывала конструкция СУ-85, достаточно сказать, что ее боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск «гибридов», имевших индекс СУ-85М, продолжавшийся в течение трех месяцев параллельно с СУ-100.
Учитывая применение немцами на САУ «Фердинанд» электротрансмиссии, «Уралмаш» совместно с заводом № 627 в 1944 году сделал попытку создания аналогично оснащенной боевой машины. В результате работы конструкторов-уралмашевцев (руководитель проекта Э.П.Страшинин) и бригады инженеров, выделенной заводом № 267, в течение лета 1944 года был разработан проект самохода ЭСУ-100. Последний, вместе с другими проектами, рассматривался в октябре на специальном заседании Технического совета НКТП с участием работников Управления самоходной артиллерии. Совещание признало, что «электротрансмиссия, будучи в целом прогрессивной конструкцией, не является технически рациональной для машин среднего класса и в сравнении с самоходами, имеющими механическую трансмиссию, дает значительное увеличение веса (до 3 т), не оправданное острой необходимостью». И осенью 1944 года все работы по ЭСУ-100 были прекращены.
Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время их было выпущено 3037 единиц. В послевоенные годы (1951 - 1956) по советской лицензии серийное производство СУ-100 осуществлялось в Чехословакии на танковом заводе BMM, где было выпущено 1420 самоходок.
Что касается модернизации СУ-100 в СССР, то она проводилась параллельно с Т-34-85 с использованием аналогичных узлов и агрегатов. В конце 50-х - начале 60-х годов на СУ-100 установили усовершенствованный двигатель В-2-34М (или В-2-34М-11), топливный насос НК-10, воздухоочистители ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли, командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН, радиостанцию 10РТ-26Э и ТПУ-47. В боекомплект ввели кумулятивные снаряды, а в укладку личного оружия экипажа вместо пистолета-пулемета ППШ - автомат АК-47. Во второй половине 60-х прибор ночного видения заменили на более совершенный ТВН-2, поставили радиостанцию Р-113, опорные катки ходовой части заимствовали от танка Т-44М.
 
Форум » История Советского Союза » Советская техника » Самоходные артиллерийские установки
Поиск:


Copyright Lexa. 2020
Конструктор сайтов - uCoz
счетчик посещений